В витринах библиотеки оформлена выставка, посвящённая Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады «Да будет мерой чести Ленинград!».
Картины: Марттила Е.О. «На кухне», 1941; Пакулина В.В. «Ленинград» (1942); Кучумова В.Н. «Набережная Невы у Зимнего дворца» (1942)
На выставке представлены репродукции произведений из коллекции Русского музея, созданные художниками, работавшими в блокадном городе, а также литографий художника-летописца блокадного Ленинграда А.Ф. Пахомова из коллекции «Мемориального музея «Разночинный Петербург».
С самого начала войны часть художников подключилась к агитационно-массовой работе, создавая выразительные плакаты, как, например, члены творческого объединения «Боевой карандаш» (В.И. Курдов, Н.А. Тырса и др.). Многие художники ушли добровольцами на фронт и там, в перерывах между боями, делали фронтовые зарисовки и даже живописные этюды.
Оставшиеся в блокадном Ленинграде живописцы и графики, несмотря на артобстрелы, бомбежки, голод, холод и тяжелейшие условия жизни, запечатлевали в живописных холстах, графических листах и скульптурных композициях военные будни любимого города, его подвергавшиеся разрушениям архитектурные памятники и самоотверженную борьбу мужественных жителей города-фронта (Н.И. Дормидонтов, В.В. Исаева, В.Н. Кучумов, В.В. Лишев, Я.С. Николаев, А.П. Остроумова-Лебедева, В.В. Пакулин, В.Б. Пинчук, М.Г. Платунов, Н.Х. Рутковский, П.А. Шиллинговский, С.Б. Юдовин).
Литографии А.Ф. Пахомова представлены из коллекции Мемориального музея «Разночинный Петербург» (г. Санкт-Петербург).
Алексей Федорович Пахомов (1900-1973) – график, живописец, народный художник СССР (1971 г.), действительный член Академии Художеств СССР (1964 г.), лауреат Государственной премии СССР (1946 г., 1973 г.).
Всю блокаду художник провел в Ленинграде и испытал на себе все ужасы этих страшных дней. В этот период станковая графика являлась основной сферой его творческой деятельности. Здесь он трудился над серией «Ленинград в дни блокады» (1941-1944 гг.), посвященной осажденному городу, затем над серией «В нашем городе» (1944-1948 гг.), посвященной восстановлению.
В блокадной серии было сделано мало набросков с натуры, в основном художник наблюдал и запоминал. Некоторые работы были созданы на основе представлений и расспросов очевидцев. Однако забота о достоверности, подлинности изображаемого была первостепенной задачей. Он с документальной точностью изобразил трагические будни осажденного города: драматические сцены уличной жизни, трудовые подвиги населения, работы команд местной противовоздушной обороны и т.д.
«У нас много пишут о том, что художнику нужно изучать жизнь, – говорил после войны один из ведущих ленинградских живописцев И.А. Серебряный. – В условиях войны и блокады мы не «изучали» жизнь. Мы жили этой жизнью. Все сердца бились в унисон, и у всех была одна мысль, одна цель – все для победы!».