Школа Детского Чтения 2016 СОСТОЯЛАСЬ!

  
14 ноября в Сланцевской библиотеке четырнадцатый раз открыла свои классы ШКОЛА ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ. В этом году её тема - «КНИЖНЫЙ ГЕРОЙ И Я. МОЯ ИСТОРИЯ». Участников Школы ждали ВСТРЕЧИ С ДРУЗЬЯМИ, ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПОХОЖДЕНИЯ, НЕОБЫКНОВЕННЫЕ УРОКИ ЧТЕНИЯ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ, ПОИСК КНИЖНЫХ ГЕРОЕВ.

   Открыла ШДЧ-2016 АКЦИЯ «КНИЖНАЯ ПЕРЕМЕНА» в школах города. Библиотекари с лидерами чтения вышли в школы города, чтобы узнать мнения наших читателей об их любимых и нелюбимых книжных героях. Ещё в ходе АКЦИИ дети рассказали библиотекарям и лидерам чтения о книжных героях, которые учат и путешествуют, действуют и бесстрашны, влюблены и одиноки. … Мнения не всегда совпадали, но это и неудивительно – ведь герои хороших книг многогранны, как и живые люди! Так началось наше путешествие по мирам книжных героев.

   

 

      В первый день Школы детского Чтения прошёл мастер-класс лидеров чтения Оксаны Сучковой и  Ильи Калиниченко «РЯДОМ С КНИЖНЫМ ГЕРОЕМ…». Их особенно интересовал такой вопрос: «Какие качества героя им особенно важны?». Оказывается, для современных читающих подростков особенно важны такие качества, как решимость, ответственность, бесстрашие, остроумие, честность, верность. Благодаря этой встрече мы больше узнали о любимых книжных героях наших читателей, об их мыслях, чувствах, мечтах и надеждах.  

       Читательская дискуссия  «Я! ЗНАЮ ЛУЧШУЮ КНИГУ!» прошла под знаком аналитического подхода к профессии библиотекаря, к книге и чтению. Во время дискуссии выяснилось, что основная миссия детского библиотекаря - это помогать в выборе книг, создавать условия для выбора. Участники встречи обсуждали такие важные вопросы: «Влияет ли книжный герой на судьбу человека? Как посоветовать книгу, как говорить о книге так, чтобы это вызвало доверие? Какие нужно привести аргументы?». Конечно же, такая встреча не обойдётся без разговора о книжных впечатлениях и открытиях. Глубокие, проблемные книги Д. Вильке,  Гэри Шмидта, Ж. Келли помогли взрослым и подросткам, читателям и библиотекарям оказаться в пространстве выбора книги, как полноправным участникам и партнёрам. Завершил дискуссию настоящий парад читательских откровений. Каждый участник должен был честно ответить на вопрос: «Зачем мы читаем?». Ответ на этот вопрос – самый важный для школы детского Чтения! Затем участники встречи увлечённо искали в друзьях и одноклассниках

черты книжных героев…   Оказывается, дети умеют интуитивно чувствовать, какие черты объединяют их с книжными героями. Это – ещё один важный урок Школы.

   УЛИЧНАЯ АКЦИЯ – ПОИСК «НАШИ КНИЖНЫЕ ГЕРОИ» дала возможность нашим читателям включиться в коммуникацию  с жителями вечернего города, чтобы выяснить у них, каких книжных героев они ждут и любят.

 

   

 

     На мастер-классе для взрослых «ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ИСТОРИИ НАШИХ ДЕТЕЙ» старались понять, выяснить, что происходит с семейным чтением? Ведь чтение – это та сфера воображения и фантазии, что движет ребёнка вперёд. Понять, почему дети любят читать и генетически должны любить читать, помогла творческая мастерская по рукописи Анны Анисимовой. Эта встреча помогла взрослым и детям лучше понять друг другу через творчество и мечту, терпимость и человечность. 

   

 

  15 ноября

     Второй  день ШДЧ стал днём важных вопросов, вопросов, которые не умирают вместе с ответом, а зовут думать и размышлять дальше: Зачем мы читаем? Когда книжный герой становится твоим героем? На многие из этих вопросов нам удалось ответить. Так зачем же мы читаем? «Чтобы знать, что думают писатели»,  «Когда скучно», «Для удовольствия», «Чтобы поступить куда-нибудь», ««Чтобы иногда сбегать из реальности!», «Чтобы жить, просто жить!».

   Во время детективного расследования писателя ЕЛЕНЫ СОКОВЕНИНОЙ и читателей «КАК ЖИВЁТ ГЕРОЙ «ДО» И «ПОСЛЕ» СВОЕГО РОЖДЕНИЯ В ПИСАТЕЛЬСКОЙ ГОЛОВЕ?»  разговор о книге Елены «Приключения П. Осликова, ребёнка, который хотел как лучше» перерос в дискуссию об инфантилизме и взрослении, о преградах, которые выстаивают между собой взрослые и дети. Решая такие важные вопросы, мы не смогли обойтись без философских размышлений. Елена уверена, что, хоть писатель и работает словом, но мир меняется не словами, а делами. Это высказывание породило к жизни тему для глубоких размышлений: «Можно ли изменить СЛОВОМ МИР ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС?». Очень увлекли читателей оригинальная  литературно-авантюрная игра «Тайный агент» по рецепту ЕЛЕНЫ СОКОВЕНИНОЙ и коллективная работа над сценарием компьютерной игры-квеста. Так мы меняли мир СЛОВОМ, ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС!


   

 

   КОНСТАНТИН  АРБЕНИН во время свободного разговора о самых простых и необыкновенных событиях «МОИ ВСТРЕЧИ И РАССТАВАНИЯ, ЖИЗНЬ, ИГРЫ И ПОСТУПКИ С ГЕРОЯМИ КНИГ» вместе с читателями решал очень важный вопрос: почему нас интересуют реалистические книги, книги без магии и волшебства? Ответ был таков: потому, что видим в героях себя! Ребята слушали истории про пиратские приключения и с увлечением рисовали и демонстрировали портреты героев, похожих на себя. Вот какие невероятные события произошли с детьми с библиотеке, потому, что они встретились с героями из книги! А рисунки детей библиотекари собрали в галерею книжных героев «Я - глазами книжного героя».

 

   

    Путешествие  с АННОЙ АНИСИМОВОЙ «КНИГА, КАК ВОСПОМИНАНИЕ, КАК ПОИСК ОТВЕТОВ, КАК РАДОСТЬ И ЧУДО» прошла под знаком её новой книги «Однажды мы с Петькой». Участники встречи обсуждали и исследовали сокровенные тайны творчества. Как растут и возникают книги? Как писателю удаётся превращаться в своего героя? Анна Анисимова призналась, что эта книга родилась, потому что вдруг появился мальчишеский голос и повёл её куда-то… Рассказ Анны Анисимовой о её творчестве помог ребятам научиться дружить, как герои её книг. Дружить лужами и просто так!

 

   

 

   Во время встречи с МАРИЕЙ СЕМЕНОВОЙ «ТАЙНЫ ГЕРОЯ» (онлайн) писательница разговаривала со старшеклассниками о законах создания характера литературного героя и предвидении его судьбы. Какой герой может не просто ненадолго понравиться читателям, но и завладеть их вниманием на долгие годы? Какими чертами автор должен наделить героя, чтобы вызвать уважение читателя? Как понять, провидеть судьбу героя? Можно ли искусственно «сконструировать» героя, подогнать его под потребности читателя? По мнению писателя, любви читателей не заслужит слишком идеальный, совершенный  герой. Чтобы быть интересным, он должен меняться по ходу книги, осваивать новые умения, решать какие-то важные для себя задачи. В заключение встречи Мария Васильевна приоткрыла тайну дальнейшей судьбы героев из второй части своего нового романа «Братья». Но это секрет!

  Читательская дискуссия «Я! ЗНАЮ ЛУЧШУЮ КНИГУ» в этот день вылилась в ряд эмоциональных, прочувствованных признаний и откровений о новых книгах, найденных, открытых юными читателями. Прошёл  анализ АКЦИИ  «КНИЖНАЯ ПЕРЕМЕНА», который выявил много интересных закономерностей в отношении юных читателей к книжным героям: мало вспоминается героев, которые учат, а почему-то среди героев, которые боятся и растеряны, большинство – не люди, а сказочные животные.

 

 

 

   16 ноября

   Третий день ШДЧ-2016 открыла ВСТРЕЧА ЛИДЕРОВ ЧТЕНИЯ с издательством «КомпасГид».   «КомпасГид»  – издательство, которое умеет рисковать! И умеет находить и издавать книги, в которые невозможно не влюбиться. Лидеры чтения убедились, что в наше время детская литература стала ВНЕВОЗРАСТНОЙ. Она нужна теперь и  детям и взрослым! А труднее всего на этой встречи было ответить на такой вопрос: «Я прочитал эту книгу и со мной произошло… ЧТО?» 

  На ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ ЛИДЕРОВ ШДЧ-2016 «КНИЖНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ И НАШИ ГЕРОИ» обсудили бесчисленное количество интересных тем! Имеет ли право на существование книга, которая исследует только злободневные вопросы? Какая книга ценнее – которая учит отстаивать свои права или которая учит мечтать? Какие герои больше нравятся, такие, как в жизни, или сказочные, фантастичные? Но всё же самый главный, самый важный вопрос этого дня: «Зачем читать?». Чтобы грустить и веселиться, чтобы не быть одиноким и осознанно выбирать одиночество, совершать поступки, не объясняя этого. А ещё участники этой встречи  поняли и почувствовали: «ЧТЕНИЕ - ЭТО НОВОЕ ПРОСТРАНСТВО, КОТОРОЕ МОЖНО ОТКРЫВАТЬ ДЛЯ СЕБЯ БЕСКОНЕЧНО…»

   

 

   Завершило Школу Детского Чтения. ОТКРЫТОЕ ЗАСЕДАНИЕ ДЕТСКОГО ЧИТАТЕЛЬСКОГО ЖЮРИ и голосование по составлению «короткого» списка книг, номинированных на ЗНАК «НРАВИТСЯ ДЕТЯМ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ».

       ШДЧ-2016 была трудным испытанием, это было ИСПЫТАНИЕ ДИАЛОГОМ, ИСПЫТАНИЕ СОБЕСЕДНИКОМ, урок открытия книги в дискуссии. А ещё Школа детского Чтения – это мечта. Почти неосуществимая… Мечта создать пространство для разговора и творчества. Пространство слов, интонаций, смыслов.

    Откроем тайну – мы  обсудили две новых темы для  Школы Детского Чтения-2017: «НОВЫЕ КНИЖНЫЕ МИРЫ. ЗАЧЕМ ОНИ НАМ?» или «РАЗГОВОР КНИГАМИ ДРУГ С ДРУГОМ». Какая вам больше нравится, какая интереснее?