ШДЧ 2025

Каждый год Школа детского чтения становится пространством, где подростки начинают по-настоящему слушать, говорить и слышать. Каждый год ШДЧ становится диалогом, но в этот раз она превратилась в настоящий живой организм, где разговор стал способом понять себя и мир.

Тема ШДЧ-2025 «Чувство человека. Чувство мира. Диалог» объединила наблюдения, эмоции и истории, которые дети редко произносят вслух. Здесь они спорили, сомневались, задавали вопросы и давали ответы, которые взрослым невозможно подсказать.

 

«Человек может быть невзрачным, а душа у него – очень добрая», – сказал один из лидеров чтения.

 

На встрече с писательницей и поэтессой Кристиной Стрельниковой дети говорили о школьной жизни, страхах, взрослении и той самой тонкой границе, где эмоции становятся словами.

Поэзия автора из книги «Не вконтакте» стала поводом для доверительного разговора – лёгкого, искреннего, живого. Ребята отмечали, что стихи «отзываются в сердце», а сама поэтесса говорит с ними «на одном языке».

Они задавали темы для обсуждения, делились историями, искали ответы на вопросы: как понять себя? Как научиться слышать других? Почему слова так важны?

В финале встречи прозвучал совместно прочитанный «заговор» на отличную учёбу - символический жест, который объединил группу. 

«Твои тропы добра»: путешествие в собственные миры.

Мастер-класс по мотивам книги Кристины Стрельниковой «Тропы Аиды». В творческой мастерской Кристины Стрельниковой участники создавали свои карты и тропы – визуальные маршруты будущих историй.

Каждый нарисовал собственный мир, населил его героями и оставил на карте личный след. Во время творческого процесса ребята все вместе искали ответы на вопрос: как понять себя и помочь разобраться в себе другим? Диалог состоялся доверительный и открытый. В каждой «тропе» можно увидеть личный след ее создателя.

Именно здесь появился необычный «бестиарий слов» – живые воплощения эмоций и черт характера.

Аким признался: «Мы рисовали существ, которые помогают или мешают… Я нарисовал Сплетника и Лицемера. Я так вижу. Я же художник, получается».

 

Саша добавила: «Я изобразила Застенчивость, Высокомерность и Молчаливость».

 

Редактор Григорий Марфин отметил, что именно на ШДЧ-2025 эта работа впервые стала настоящей книгой – маленьким, но важным издательским событием.

 

На встрече с Полиной Щербак собрался замечательный круг слушателей: кадетский класс и лидеры чтения. В начале диалога разговор шел о значимости чтения в подростковом возрасте. Участники узнали «секрет»: чтение способно подарить им свободу – свободу выходить за границы привычного, создавая новое.

Автор книги «Пожирающий» уникальна и самобытна. Она начала журналистскую деятельность в 11 лет, уже три года посвятила написанию книг. Продолжает каждый день работать с детьми и подростками на протяжении тринадцати лет. Живет на Урале и на данный момент является автором пяти книг для детей и подростков.

На встрече участники отправились в путешествие по страницам «Пожирающего». Они познакомились с главными героями – подростками Нолой и Айдой, каждая из которых представляет один из враждующих кланов. В мире, охваченном огнем, девочкам придется не только примириться друг с другом, но и объединить свои усилия ради будущего спасения.

«Сжигала особенные для меня места, чтобы ещё раз напомнить себе, как они мне дороги», – Полина Щербак.

Автор откровенно рассказала о личном опыте, перенесенном в текст произведения. К примеру, описание бомбоубежища в книге реальное: само защитное сооружение имеет прототип в городе Челябинске. Подростки как главные герои произведения были выбраны ею по личным ощущениям, по близости понимания мира к ее собственному.

«Подросток – думающий ребёнок, он ещё сохраняет в себе ощущение чуда».

Одним из главных героев книги, несомненно, выступает всепожирающий огонь. «Пожирающий» – метафора агрессии, злости и ненависти. По словам автора, ее с детства мучил вопрос: почему один человек способен ненавидеть другого настолько сильно, чтобы причинить ему боль, не имея к нему ничего личного? Что в голове у человека, который ненавидит? Она признает, что текст напитан ненавистью, но это ненависть, которая способна переродиться в любовь. Ее книга – о вере в то, что всё будет хорошо. Теперь всё будет хорошо.

Подводя итоги встречи, участники сошлись во мнении, что главное – не обвинять себя в том, что в тебе живёт темное и светлое, любовь и ненависть. Книга может стать хорошим инструментом для понимания самого себя, особенно в отрочестве – возрасте неопределённости и непредсказуемости.

 

Кадеты эмоционально поблагодарили писательницу троекратным «Ура!», подчеркнув искреннюю заинтересованность и благодарность за диалог.

 

 

Комиксы и визуальные истории: мастерские Леси Улановой.

 

Встреча с молодым иллюстратором Лесей Улановой стала одним из самых вдохновляющих событий. Леся рассказала о своей работе, показала скетчбуки, объяснила, почему важно фиксировать идеи каждый день:

«Рисовать на бумаге очень полезно для мозга», – отметила она.

 

Подростки учились работать с формой, характером персонажа, его настроением и пластикой. Они моментально включились в интерактив «Узнай героя по тени», спорили, угадывали, анализировали детали – и переходили к созданию собственных персонажей.

На следующий день герои ожили в комиксах, построенных по законам драматургии – с конфликтом, действием и финалом. В мастерской стояла рабочая тишина: слышно было только шуршание бумаги.

Варя сказала, представляя свой сюжет:

«В детстве я любила рассольник – и назвала героя Суп с глазами».

 

Марта рассмеялась:

«Друг моей крыски выпил кофе! Это лучше смотреть».

 

Ахмед добавил:

«История по игре. Её оценят те, кто в неё играет».

 

Даже простое задание – расписать стаканчики – превратилось в целую фотозону с темами библиотеки, города Сланцы и терриконов.

 

 

Истории, растущие из города: мастерская Ольги Лаврентьевой.

 

У художницы и графического автора Ольги Лаврентьевой подростки начали придумывать собственную эпическую историю: масштабную, глубокую, многослойную. Тут задача была другая: работать не над персонажами, а над целой историей – её структурой и логикой. Нужно было за 2 часа мастерской продумать сюжет с событиями, конфликтами, поворотами и финалом. Именно эта работа заложила основу для комикса, где каждая деталь в истории продумана, каждая деталь будет иметь значение.

Макар отметил:

«Это была не только мастерская про комиксы – про атмосферу. Мы обсуждали, как должна развиваться история, что происходит с героями, почему они действуют так, а не иначе».

 

 

 

На третий день ШДЧ, 20 ноября, подводились итоги и проходило голосование на Знак «Нравится детям Ленинградской области». Также в последний день ШДЧ читатели, издатели и писатели представили свои комиксы и презентовали «бестиарий слов».

В большом издательском марафоне приняли участие:

 

«Абрикобукс»;

 

«КомпасГид»;

 

«Самокат».

 

Они представили книги, вошедшие в длинный список на знак «Нравится детям Ленинградской области».

 

А затем лидеры чтения выбрали свой короткий список – книги, которые, по их мнению, действительно говорят с подростками.

 

Гриша Марфин сформулировал важную мысль: «У книги нет единственного возраста – каждый возраст читает её по-новому».

 

Итоговая встреча стала эмоциональным аккордом трёх дней.

Ахмед сказал: «Главное для меня — первый день. Он дал возможность услышать других».

 

Именно подростки предложили темы для следующей ШДЧ-2026: чтение по настроению, чувство человека и общества, профессия писателя, ошибки и взросление, вопрос «Почему вы не любите книги?» и даже размышление: «Может ли быть идеальный подросток?».

 

Три дня ШДЧ-2025 доказали: когда подросткам дают пространство для мыслей, эмоций, споров и творчества, возникает не мероприятие, а «сообщество».

Здесь робость превращалась в уверенность, впечатления – в рассуждения, рисунки – в истории, слова – в понимание другого.

Школа детского чтения стала местом маленьких открытий и больших смыслов.

Местом, где диалог меняет человека, а человек меняет место, в котором живёт.

ШДЧ вновь доказала: понимание другого начинается с попытки услышать, и эти дни были наполнены именно такими попытками.

 

 

 

Материал подготовили Елизавета Алексеевна Бутурлова и Мария Олеговна Фомина, методисты инновационно-методического отдела МКУК «СМЦРБ».