Так совпало, что в Год народного искусства и нематериального культурного наследия исполняется 75 лет фольклорно-этнографическому коллективу д. Рудно. А пока готовится цифровая коллекция из архива коллектива, знакомим вас с важнейшим событием, положившим начало его истории.
Исстари проведению обряда бракосочетания, как важнейшему событию в жизни крестьянской семьи, уделялось особое внимание. Все элементы свадебного действа направлены на утверждение в сознании жениха и невесты чрезвычайной ответственности, серьезности и вместе с тем праздничной торжественности момента. Традиционный свадебный обряд имел огромное воспитательное значение, способствовал укреплению семейных отношений.
В 1922 году по старинному свадебному обряду выходила замуж первый руководитель коллектива Александра Семёновна Степанова. Когда 1947 г. в деревне Куричек построили сельский клуб, она стала инициатором первого концерта, основой которого стала реконструкция фольклорно-этнографической свадьбы.
В 1970-х гг. Анатолий Михайлович Мехнецов - этномузыколог, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова обратил внимание на коллектив д. Рудно и приехал в Гусеву Гору собирать местный фольклор. С того периода началось развитие коллектива, выступления в Ленинграде и области.
На снимках фрагменты свадебного обряда в доме невесты в исполнении фольклорно-этнографического коллектива д. Рудно. Реконструкция свадьбы А. М. Мехнецова. Свадебное действо происходило на сцене Российского этнографического музея в 1973 году.
В 1981 году на фирме граммзаписи «Мелодия» была записана пластинка «У нас Оленька да цветочек» со свадебными песнями Ленинградской области. В запись пластинки вошли свадебные песни фольклорных коллективов деревень Рудно и Загривье.
В 1985 году Ленинградским издательством «Советский композитор» была выпущена книга «Народные песни Ленинградской области. Старинная свадьба Сланцевского района».
Грампластинка и книга являются гордостью краеведческого фонда библиотеки.
В 1992 году состоялась реконструкция свадьбы в Новосельской школе. В то время директором школы был В.П. Баган. В Ленинграде он познакомился с Е.И. Мельник - педагогом, ученицей того самого А.М. Мехнецова, который в 1970-х посетил Гусеву Гору. По договорённости с ней, при непосредственном участии фольклорно-этнографического коллектива д. Рудно в качестве экзамена по русской литературе стали ставить в школе свадьбу, задействовав 7-9 классы. Детям надо было выучить около 12 песен. В день экзамена пригласили представителей Городского отдела народного образования и фольклорный ансамбль «Домострой» из Санкт-Петербурга. На сцене было около 40 человек.
Свадьба фольклорно-этнографического коллектива деревни Рудно состоит из трёх частей: дом невесты, храм, дом жениха.
Как правило, свадьба начинается с одной из самых древних песен из репертуара коллектива «Благослови-ка Господи да игру заигрывати». Роль тамады выполняет клетник – в деревне это был пастух или знахарь. В доме невесты начинают петь подружки невесты. После этого мать голOсит по невесте. Если девушка сирота, это действие выполняют крёстные. Далее встречают жениха, поют песни, в которых хвалят невесту.
Каждому гостю было положено спеть песню.
После этого родители благославляли молодых в храм. Далее начиналось веселье уже в доме жениха.