О сатире и юморе

   

На октябрьском заседании книжного сообщества «Замечательные читатели» участники встречи выясняли, какую роль играли сатира и юмор в русской литературе 19 века.

   Наталья Ивановна Карпова, неизменный председатель книжного сообщества, рассказала о главных «юмористах» этого периода русской классики, пояснила, в чем основное отличие сатиры (обнажает остросоциальные явления) от юмора (веселое высмеивание легких недостатков).

   Все участники встречи пришли к единодушному мнению, что знаменитый «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина скорее явление юмористическое и свойственное не только далекому 18 веку, но и нашим дням. Поэтому пьеса не потеряла значение и сегодня. Митрофанушка жил, жив и ещё, похоже, будет долго жить!

    А вот Николай Васильевич Гоголь видел в сатирическом смехе средство нравственного исправления. Однако портреты чиновников «Ревизор» 19 века удивительно реалистичны и узнаваемы в 21 веке.

     Юмор Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «грозный и открытый, желчный, ядовитый, беспощадный». Его «Сказки для детей изрядного возраста» можно рассматривать не только, как произведения далекого времени, но и как современные фельетоны.

  Что касается рассказов Антона Павловича Чехова, то очень часто сатира и юмор в них так переплетается, что отделить их один то другого невозможно. Да и надо ли? Кроме всем известных юмористических произведений Чехова, таких как «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», у писателя оказались и совершенно незнакомые рассказы. Так «замечательные читатели» с удовольствием прослушали новую для них сказку Антона Павловича «Репка», написанную как будто в наши дни.

    Только тогда сатира и юмор имеют значение, когда бичует и высмеивает пороки и недостатки «всех времен и народов», а не только конкретного времени «в отдельно взятом регионе», и тогда – это классика на все времена! К такому выводу пришли «замечательные читатели».