О колядных обрядах, сакральном значении пояса, о зимних праздниках

Традиции, старинные обряды, обычаи, ритуалы – об этом говорили и пели на святочном вечере в Никольской избе-читальне участники этнографической мастерской «Манефа» и литературного объединения «Слиток».

Заведующая сектором краеведения и редкой книги Сланцевской библиотеки Т.А.Павлова, открывая встречу, поздравила всех с Новым годом, Рождеством Христовым и праздничными святыми вечерами. Она напомнила, что в прошлом году исполнилось 120 лет Никольскому храму, 90 лет никольской избе-читальне,  и 130 лет храму, который носит имя праздника, отмечаемого в святые дни, - храму Рождества Христова в Старополье.

Тамара Арнольдовна рассказала об истории строительства храма, о том, кто из жителей вносил пожертвования на его строительство. Среди них – крестьяне из деревни Засосье, Иван Евдокимов и Даниил Галактионов. А в наши дни его потомки, Наталия Виллен-Рется и Анна-Ксения Галактионова, возрождают в поселении русские традиции. В деревне Засосье создан музей истории деревни, установлена скульптура «Нюра» – первый в России памятник подвигу крестьянки, поднимавшей деревню в годы репрессий и войны. Третий год в поселении проходит праздник Большие святочные гулянья. Многие из участников встречи были не только зрителями, но и участниками этого праздника. Они делились эмоциями, впечатлениями. Г.Ф.Ляхова представила свою новую песню о Старополье, где упоминается и старопольский храм. 

С Рождества начинаются Святки – с весельем, угощениями, гуляниями, колядованием. Тамара Арнольдовна рассказала о том, что возрождается традиция устройства Рождественских вертепов – воспроизведение сцены Рождества Христова.  Представила куклы для Рождественского спектакля, выполненные преподавателем Детской художественной школы Л.Н.Лындаевой.  В исполнении этнографической мастерской «Манефа» прозвучал духовный стих «Ночь опустилась на Вифлеемом», который открывает вертепное действо, рассказывающее о Рождестве Христове. В старину это представление всегда показывали на Святках. Вот и нынче на Больших святочных гуляниях его разыгрывали маленькие артисты детского кукольного театра из Ломоносовского района, а наши гости смогли увидеть фоторепортаж об этом представлении.

 Участники встречи получили возможность сделать экскурс в древние времена, узнать, какими были древнерусские обряды Святок. Обряды таинства включали приготовление обрядовой каши, засевание жита, когда по снегу около колядного костра пропахивали широкую борозду и засевали зёрнами. Разведение большого костра после первого восходящего луча солнца. Угли от этого костра забирали, как чудодейственный оберег, им помечали ворота домов, головы домашних животных, окуривали жильё.
Святочные вечера в Никольской избе-читальне всегда посвящены отдельной теме. В этот раз говорили о поясе. Оказывается, пояс был не только необходимой частью одежды. В бытовой культуре разных народов пояс рассматривался, как сильный оберег. Обязательным атрибутом русского женского и мужского народного костюма был пояс, причём орнамент поясов всегда носил сакральное значение. Без пояса и креста нельзя было выходить – это считалось неприличным. И наше выражение «распоясаться» ведёт своё происхождение  из глубины тысячелетий, означая «вести себя неправильно».


Пояс имел своё значение в свадебном и похоронном обрядах, родильном ритуале. Участницы этнографической мастерской «Манефа» продемонстрировали пояса, которые плели сами. На этой встрече они исполняли песни, в которых славится Коляда, продемонстрировали святочные поцелуйные игры.
В завершение встречи сланцевские поэты из литературного объединения «Слиток» исполнили свои стихи и песни, посвященные красоте русской зимы, веселым зимним праздникам. Т.Г.Боброва исполнила свою песню «Крещенские морозы».