Horror литература как элемент взросления?

Отзывы о встрече «Академический час детской литературы», посвященной детской horror  литературе.

 

Полагаю, что в настоящее время «ужастики» в чистом виде не так популярны, как прежде, потому что появилось немало произведений в фантастически-приключенческом жанре, где есть и компоненты ужастиков. Это такие книги, как «Дом странных детей» Р. Риггса, «Дерево лжи» Ф. Хардинг и т.д.

Скорее всего, поклонники адреналиновых страшилок переключились именно на них. Возможно, стоило бы попробовать в будущем посочинять с читателями истории по  мотивам классических произведений в этом жанре. Например, про секреты таинственного замка с привидениями или заброшенной усадьбы. Это великолепное упражнение для юных сочинителей на креативность мышления и умение строить сюжет.

Н.В. Буянова, библиотекарь детской библиотеки

 

Затронули и краеведческий аспект «страшных пространств». В нашем городе, оказывается, такими стали терриконы. Это уникальное место действия страшилок! Можно предложить детям написать нечто готическое об истории наших городских достопримечательностей.

Ю.В. Шилина, заведующая сектором детской библиотеки

 

Встреча помогла увидеть новые грани  готической литературы, литературы ужасов, рассмотреть её особые черты. Самое главное, что появилась возможность раскрыть для себя этот жанр и понять, с каких сторон с ним можно работать. Жанр ужаса всегда вызывал много сомнений, но теперь стало понятно, что на него можно смотреть и со стороны психологии, когда ребёнок осознаёт свои страхи через чтение, и со стороны детского фольклора, когда мы можем познакомиться с легендами двора или летнего лагеря. Таким образом, появились идеи для планирования, возникли новые формы работы, где можно совмещать психологию и готику, рассуждать о личности.

Н.П. Митинькина, заведующая детской библиотекой

 

Экскурс в историю рождения и развития такого интересного жанра в детской литературе, как ужастик, позволил понять, что легло в его основу, структуру, посыл и цель этих книг.

Был интересен доклад детского психолога о причинах чтения детьми «ужастиков».  Ценны рекомендации для библиотекаря по работе с этими книгами и любителями такого чтения, особенно в плане контроля – где та грань, которая не позволит ребенку «уйти» в этот жанр, который активно дублируется и в интернете.

О.Л. Швецова, библиотекарь Ложголовской сельской библиотеки.

 

Лекция была названа «Почему мы читаем ужасы». Но, скорее всего, надо было назвать «Почему мы читаем или не читаем ужасы», потому что сейчас нет такого спроса на ужастики. Я ещё не познакомилась с читателями Новосельской библиотеки - любителями ужасов или фентези. Да и фонд библиотеки не комплектуется книгами такого жанра.

Зато я узнала про сайт «Музей заброшенных детских пионерских/оздоровительных лагерей», что эта тема идеально подходят для сюжетов ужастиков. Было приятно вспомнить те времена, когда мы ездили в лагеря.

Ю.С. Зайкова, библиотекарь Новосельской сельской библиотеки.

 

Интересны были доклады каждого спикера. Об истории зарождения детской horror литературы рассказала И.А. Сергиенко.  С.Г. Маслинская - о местах, где происходят события, описываемые авторами современной детской литературы этого жанра. Темя для меня стала новой, появилось желание обсудить её с подростками. Из опыта работы могу сделать вывод, что интерес детей к «ужастикам» имеет волнообразный характер: то они  читают и просят «ужастики», то спрос на них падает. Хотя всегда есть кто-то, читающий книги этого жанра.

М.А. Филиппова, библиотекарь Черновской сельской библиотеки.

 

Академический час «Пространство действия в современной детской horror литературе» оказался для меня интересным опытом. Хотя я ужасы не читаю и не смотрю от слова «совсем», но поняла, что в комплектование просто необходимо добавить книги этого жанра. Инна Валентиновна так чарующе рассказывала о самых первых «ужастиках» Льюиса, Радклифа, Уолпола. И то, что при отсутствии ужастиков в Советском Союзе появились «фольклорные» истории про темные комнаты тоже стало аргументом в пользу комплектования. Я благодарна и Алине Ивановой, сотруднику коворкинг-центра, которая как раз читает книги этого жанра и поделилась списком своих книг. После встречи я поняла, что подростки и молодежь по-прежнему читают ужастики, это необходимо как элемент перелома, взросления.

О. В. Алексеева, руководитель молодёжного библиотечного центра МОСТ.