26 и 27 сентября в Сланцевской центральной городской детской библиотеке состоялся двухдневный семинар «Современные практики детского чтения: реальность, возможности и перспективы» с участием ЕКАТЕРИНЫ АНДРЕЕВНЫ АСОНОВОЙ (г.Москва) кандидатом педагогических наук, заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик Института системных проектов Московского государственного педагогического университета, автором и руководителем проекта «Детские книги в круге чтения взрослых».
В первый день состоялись две встречи с детьми.
Для детей 10-12 лет «Если бы я проводил урок по литературе в своей школе», где дети стали участниками исследования проблем детского чтения, примерили на себя роль научного работника, ставящего дерзкие эксперименты и проводящего интересные исследования.
Во время встречи обсуждали такие вопросы:
- Зачем люди читают? Что они хотят получить от чтения? Чего они не могут от него получить?
- По какому принципу читатели выбирают себе книги для чтения?
- Какую литературу предпочитают их сверстники, классическую или современную и почему?
- Можно ли для каждого читателя можно найти книгу, которая его заинтересует?
Завершилась встреча ярким обсуждением и представлением детьми СВОЕЙ книги, созвучной их внутреннему миру, о которой хочется поведать всем и обязательно включить в школьную программу. Оказалось, что дети предпочитают не только знакомые классические произведения такие, как рассказы Н.Носова или «Дети подземелья» Короленко, но серию книг «Занимательная зоология» с яркими иллюстрациями и оригинальными текстами знаменитых людей России, книги о Гарри Поттере.
ГЛАВНЫЕ ОТКРЫТИЯ детей:
- книга НИКОГДА не может НИКОГО чему-нибудь научить, но ребёнок может НАУЧИТЬСЯ, читая книгу;
- Читатель всегда может найти СВОЮ книгу;
- Читая одну и ту же книгу, ребенок и взрослый по - разному воспринимает текст и сюжет, расставляя акценты, согласно своему опыту и возрасту. Каждый читает про СЕБЯ!
С подростками 13 – 16 лет состоялся диалог «Почему взрослые так мало читают?», где говорили о том, почему взрослые, которые вздыхают о том, что дети разучились любить книгу, сами читают мало, и больше декларируют любовь к чтению, а не любят его. Почему взрослые мало читают, особенно современной качественной литературы? Что им мешает? Отсутствие досуга или мотивации, усталость, увлечённость интернетом? Есть ещё и популярное клише: качественное чтение - только классика, проверенная временем, а современная литература – исключительно развлекаловка. Подростки аргументированно опровергли этот стереотип, говоря о том, что современная литература говорит с ними на одном языке, помогает стать более уверенным, а классика порой непонятна. Но все же, по признанию ребят, каждая книга хороша в свое время. Рано изучать «Ромео и Джульетта» в 6-7 классе, только в возрасте 16-17 лет возможно понять это произведение и главное - принять. Парадокс в том, что в школьную программу включены классические произведения, которые были написаны для взрослых!!! Поэтому и происходит не стыковка в приятии и понимании текстов прошлых веков. Хотя стоит отметить, что не все современные книги созвучны нынешнему поколению. Есть те, которые не вызывают отклика. Рассуждения о классике и современности, отношении взрослых к чтению детей, выявили два стереотипа:
- Дети читают меньше взрослых: если подсчитать количество литературных произведений дети читают в разы больше, чем взрослые, кроме тех, для которых это является профессией. Но при всём этом досуговое чтение для загруженного учёбой подростка – это роскошь...
- Современных подростков и молодёжь больше увлекает интернет: интернет не отучает читать, но приучает получать информацию в другом формате.
Обсуждение направляли и вдохновляли интересные, яркие высказывания о книгах и чтении:
- Читать – это не обязанность, а право и возможность. И радость!
- Имеет право на существование только то чтение, которое становится производным от этой радости. Всё иное – это не чтение. Это – наказание.
- Нужно принять право людей на ОТКАЗ от художественного чтения. Есть такие люди, которые воспринимают только научно-популярный текст.
- Иногда книга – это убежище, когда нужно от чего-то убежать…
- Чтение не должно быть наказанием. Чтение непосредственно связано с чувством собственного достоинства.
ГЛАВНЫЕ ОТКРЫТИЯ детей:
- Современные ДЕТИ ЧИТАЮТ БОЛЬШЕ, чем взрослые! Школьная программа состоит из нескольких позиций объемных произведений классиков литературы. Не каждый взрослый прочитывает в год от 10 до 30 книг.
- Чтение НЕ ДАЕТ никакой ПОЛЬЗЫ! Это – миф, что чтение полезно! Человек не становится грамотнее, умнее, он не сможет говорить лучше и писать литературно, даже если прочитает все книги в мире.
Во второй день состоялось тренинг-занятие «Тексты как средства коммуникации взрослого и ребенка» для специалистов учреждений культуры, образования и социальной сферы.
В формате активного диалога обсуждались поистине сложные темы. Например, ценность и необходимость совместного чтения взрослого и ребенка, которые позволяют установить незримый контакт, позволяющий ребенку гармонично развиваться и чувствовать себя в безопасности. Как поступать библиотекарю в трудной ситуации, когда родители или бабушки и дедушки стоят на твердой позиции своих желаний и убеждений того, что будет «хорошо» их ребенку? Как найти точки соприкосновения с подростками?
Встреча показала, что библиотека и образовательные учреждения должны работать в тандеме, дополняя и помогая другу друга. Тесное сотрудничество поможет решить ряд ключевых вопросов, сделать чтение для ребенка радостным и свободным.
ГЛАВНЫЕ ОТКРЫТИЯ взрослых:
- Чтение – это зона приватности! Это свобода выбора, а непринудительный процесс приобщения к культуре.
- Современная библиотека – это новый формат общения с ребенком и взрослым!
- Необязательно иметь собственное мнение о прочитанной книге!
- Летнее чтение ребенка – пространство для идей и безграничные возможности для фантазии!
Благодаря продуктивной работе семинара, все его участники получили возможность увидеть многие проблемы и реалии детского чтения с точки зрения учёного-исследователя, владеющего многими актуальными методиками, обладающего огромными знаниями и стратегическим мышлением, умеющего рассматривать детское чтение с разных позиций: родителя, учителя, библиотекаря и находить точки взаимопонимания.