Александр Хатрусов на адрес библиотеки по электронной почте прислал сведения о своём прадеде Хатрусове Михаиле Дмитриевиче.
Михаил Дмитриевич родился 10 ноября 1921 года в деревне Боровая Смоленской области.
В 1940 году окончил 10 классов Ново-Яковлевской средней школы. В июле 1941 года окончил Ленинградское авиационное техническое училище им. К.Е. Ворошилова. Тогда же призван на службу в Советскую Армию в звании старшего сержанта. Воевал в составе Калининского, Брянского, Центрального и Первого Белорусского фронтов.
С июля 1941 года по сентябрь 1942 года был авиационным механиком 527 Бомбардировочного авиационного полка 301 Авиационной дивизии 11 Воздушной армии.
С сентября 1942 года по июль 1945 года переведён на должность авиамеханика 34 Бомбардировочного авиационного полка 307 Авиационной дивизии 16 Воздушной армии 1 Белорусского фронта.
29 апреля 1944 года, самолёт ПЕ-2 огнём противника был повреждён, пробили покрышку колеса, самолет совершил экстренную посадку, требовалось немедленно подготовить его к повторному боевому вылету за 1,5 часа. Старший сержант Хатрусов, проявив инициативу, заменил покрышку колеса за 45 минут и самолёт снова смог выполнять боевою задачу.
16 января 1945 года на самолёте ПЕ-2 при выполнении боевого задания были повреждены тяги управления рулями поворота и элеронами. На восстановление самолёта требовалось не менее 6 часов. Старший сержант Хатрусов восстановил самолёт за 3 часа.
Награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За боевые заслуги», орденом Отечественной войны II степени.
Из Приказа Президиума Верховного Совета СССР о награждении медалью «За боевые заслуги»: «В Великой Отечественной войне в условиях безотказной и безаварийной работы матчасти Хатрусов Михаил Дмитриевич обслужил 110 успешно выполненных боевых самолетовылетов. За этот период им заменено моторов – 10, блоков – 16, нагнетателей – 3, магнето – 2, маслорадиаторов – 4, карбюраторов – 4 и восстановлено три самолёта после посадки с убранным шасси. Матчасть самолета и мотора знал хорошо и правильно эксплуатировал.
…Во время службы проявлял смекалку, инициативу, а также быстрейшее восстановление матчасти самолёта после выполнения боевого задания. Дисциплинарных взысканий не имел и служил примером…»
По окончании Великой Отечественной войны с июня 1945 года по май 1946 года был послан на усовершенствование в Харьковское военное авиационное училище.
26 мая 1946 года демобилизован в запас.
Переехал в Сланцы, работал в Сланцевской специальной школе.
(по материалам биографии, написанной Александром Хатрусовым, фотография из личного архива автора).