Библиокемп: сверка ментальных часов

 

 

В начале октября Центральная городская публичная Библиотека имени В.В. Маяковского в сотрудничестве с Ленинградской областной универсальной научной библиотекой провели второй лагерь для молодых библиотекарей «Библиокемп», собравший 64 специалиста из Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Директором лагеря выступила Анна Снеткова – победитель Всероссийского конкурса «Библиотекарь года-2022» в номинации «Лучший молодой библиотекарь года». Организаторы лагеря сразу предупредили, что содержательная часть Библиокепма будет отличаться от программы первого лагеря, что точно обеспечит участникам массу новых впечатлений. И те, кто успел спросить у коллег, принимавших участие в первом лагере, как все было, не будут скучать от предсказуемости (полагаем, коллег, которые будут участвовать в третьем лагере, тоже ждет что-то новое).  Также отличие этого лагеря от предыдущего было в том, что в этот раз участники в первые два дня находились за городом, вдали от дома и своих библиотек, что должно было усилить эффект выхода из зоны комфорта. Девизом лагеря стала немного переделанная цитата: «Make library great снова». Таким образом вдохновленные и заинтригованные участники вошли в Библиокемп.

Лагерь длился три дня, и программу также можно поделить на три равные смысловые части: знакомство, деловые игры и встреча с лидерами в профессии.

 

 

 

Знакомство здесь действительно равноценная часть программы, а не просто преамбула. Молодых библиотекарей намеренно «принуждали» (можно и без кавычек) общаться друг с другом. Знакомство проходило поэтапно, по специально разработанному сценарию, с применением игровых форм, чтобы все 64 человека не только познакомились, а успели в рамках лагеря рассказать о своих идеях максимально большему числу коллег и получить от них обратную связь. Полагаем, возможности поговорить один на один с коллегой не смог избежать никто. И это было необходимо (особенно для интровертов). Ведь мы все попали в этот лагерь по конкурсу, а перед этим в конкурсной заявке отвечали на ряд вопросов, в том числе о наличии своих проектов и еще пока невоплощенных идеях. И все для того, чтобы потом на Библиокемпе встретиться с такими же молодыми специалистами, которые уже реализовали похожий проект или обладают необходимыми коллегам ресурсами и контактами. С той же целью все участники создавали карту коллабораций, куда вписывали всевозможные ресурсы, имеющиеся в их распоряжении.

 

В рамках части программы с деловыми играми участники лагеря  проводили дебаты по проблемным вопросам. Например, одна из команд защищала тезис о том, что федеральный проект «Культурная среда» национального проекта «Культура» по созданию модельных муниципальных библиотек делает такие библиотеки безликими, а другая команда защищала идею федерального проекта и отстаивала тезис об уникальности модельных библиотек. Победила уникальность, но были озвучены и существующие проблемы, заметные на стадии реализации проекта уже на местах, когда большое значение имеет личность руководителя той или иной модельной библиотеки.

В другой деловой игре участники лагеря принимали различные роли: читателя, руководителя, учредителя, пытаясь найти консенсус между всеми субъектами, имеющими отношение к существованию библиотеки как учреждения и влияющими на ее жизнь. Результатом стали 4 проекта «компромиссных» библиотек, в которых так или иначе молодые специалисты отразили реальные дефициты, существующие в их библиотеках. Опыт участия в такой деловой игре показал преимущества Сланцевской библиотеки перед некоторыми библиотеками области и Петербурга. Многие библиотекари, например, буквально мечтали о присутствии в их библиотеках охраны, а в Сланцах безопасность читателей уже давно вверена в руки лицензированных охранников.

 

Итоговым заданием для участников лагеря было создание проектов библиотеки будущего или библиотекаря будущего. Молодые специалисты фантазировали и планировали, рождая футуристичные и вполне реальные, воплотимые в недалеком будущем идеи. В этих проектах преобладала тенденция к минимизации мануального труда и контакта библиотекаря с читателем там, где в этом нет необходимости, чтобы пребывание читателя было наиболее комфортным, но для того же комфорта библиотекарь будущего, предполагается, обязан будет владеть компетенцией психолога. В целом же, говоря о библиотекаре будущего, участники начинали перечислять дополнительные реальные компетенции (профили специалистов), которые необходимы в библиотеке уже сейчас, и кое-где уже вводятся новые штатные единицы, например, SMM-менеджер. В результате такого проектирования опять же был проявлен имеющийся кадровый вопрос (если не кризис), волнующий молодых библиотекарей. 

 

В третий день, когда участники лагеря могли задавать вопросы руководителям библиотек Петербурга, тема многофункциональности вновь была затронута. Руководители признают, что всегда лучше, когда специалист имеет свое направление, но современные условия не позволяют иметь в библиотеке узкопрофильных специалистов, поэтому один человек соприкасается с двумя и более специальностями, которым другие обучаются несколько лет и совсем не на библиотечном факультете. Библиотекарь, тем не менее, берется и за организацию массовых мероприятий, и за дизайн, и за создание цифровых продуктов библиотеки, и за SMM-маркетинг, пытаясь достичь таких результатов, которые может обещать разве только квалифицированный маркетолог. В то же время мы понимаем, что перед пользователем сегодня открыты все блага платной индустрии развлечений по умеренным ценам, но библиотекарь пытается конкурировать со специалистами из коммерческой сферы, оставаясь все тем же библиотекарем.

 

В разговоре с ведущими специалистами отрасли: деканом библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного института культуры Валентиной Владимировной Брежневой, директором Центральной городской публичной библиотеки имени В.В. Маяковского Зоей Васильевной Чаловой, другими директорами петербургских библиотек был затронут вопрос о том, почему многие выпускники библиотечного факультета не идут работать в библиотеки. Многие становятся руководителями (универсальными менеджерами), но библиотекарями становятся единицы. Почему? Быть может, потому, что на факультете, конечно, дают общекультурную и профессиональную базу, но, сколь бы ни хвалили учебную программу библиотечного факультета как инструмент подготовки универсального специалиста, именно универсальность, возможно, не дает выпускнику заявить о себе как о полноценном специалисте. Перед ним открыты многие дороги в гуманитарной сфере и никакая конкретная. Вуз не учит тому, что выпускник будет заниматься не тем, чему его учили, а тем, что необходимо конкретной библиотеке здесь и сейчас… В продолжение этой проблемной темы Валентина Владимировна Брежнева рассказала о введении в высших учебных заведениях микростепеней, которые позволят выпускнику выйти не только с типовым набором прописанных на бумаге навыков, справедливо не имеющим решающего значения при приеме на работу, а с уже защищенной микростепенью, подтверждающей уровень овладения той или иной компетенцией и отвечающей на пресловутое требование к опыту работы.

 

Опытнейшие и успешные руководители петербургских библиотек рассказали о своей кадровой политике, о том, как и почему они принимают или не принимают того или иного молодого специалиста на работу (кого-то, например, сразу отталкивает немного наивный ответ соискателя: я хочу работать в библиотеке, потому что люблю читать), о возможности карьерного роста и о том, почему не все талантливые молодые библиотекари могут и хотят стать руководителями (тут многое зависит от характера человека, от заложенных психологических данных). Подытоживая свое выступление, директора библиотек дали участникам лагеря напутствие – верить в себя, уметь преодолевать, не сдаваться и брать на себя ответственность.

 

На Библиокемпе была возможность приобрести на память себе и для своей библиотеки что-то вещественное. Причем за особую валюту – кемпики, которые участники лагеря зарабатывали во время деловых игр. Так нам удалось приобрести несколько книг, в том числе книги из коллекции декана библиотечного факультета В.В. Брежневой, практически библиографические редкости – «Библиотеки блокадного Ленинграда» и «Информационная поддержка проектов инновационного развития».  Купленная на ярмарке в Библиотеке имени Маяковского книга «Взлом Маркетинга. Наука о том, почему мы покупаем» займет место на специальной полке в публичной библиотеке, в точке концентрации талантов «Гений места».

 

Каждый из нас, участников и организаторов, получил от Библиокемпа что-то свое. Молодые библиотекари из Петербурга и области познакомились, обменялись контактами и даже уже запланировали совместные проекты. Мы затронули сложные и болезненные вопросы, получили советы и напутствия ведущих специалистов отрасли и вместе попытались создать образ нашего будущего. В лагере произошла сверка ментальных часов. Библиокемп напомнил, что все в наших руках. Make library great снова!