Путешествие по Черновскому поселению

Черновское  

 

Мы отправились в путь 3 августа, ехать от Сланцев недалеко. Сразу направились в поселок Черновское, где нас уже ждала Марина Александровна Филиппова, которая стала нашим гидом. Марина Александровна заведует Черновской библиотекой и является главой Черновского поселения. Сначала мы осмотрели Дом культуры и библиотеку. Прекрасные помещения, новая мебель, оборудование. Наше внимание привлекли две картины местной самодеятельной художницы Валентины Александровны Киричук, которые она подарила Дому культуры. В 90-е годы ее картины бывали на выставках в Сланцевском музее. Сейчас Валентина Александровна уже не живет в Черновском, уехала. Перед Домом культуры – новая детская площадка.

 

 

 

В библиотеке компьютер, ноутбук, интернет, Wi-Fi, новые книги. Марина Александровна местная уроженка, родилась в Черновском, по образованию учитель английского языка, работает в библиотеке с 1988 года.  является депутатом Черновского поселения, знает многих людей, начала заниматься краеведением, собирает материал по истории Черновского. Свою работу о Черновском она представила на районный краеведческий конкурс сельских библиотек, где по сумме баллов заняла второе место. В библиотеке у нас прошло небольшое совещание, мы определились куда поедем, какие объекты и каких людей будем искать.  

Начать своё путешествие мы решили с посёлка Черновское. Это один из самых молодых населённых пунктов района. Посёлок возник в 1944 году. Во время боёв февраля-сентября 1944г. за Нарву здесь располагался штаб командующего Ленинградским фронтом генерала Леонида Александровича Говорова (впоследствии - Маршал Советского Союза). Были построены деревянные домики для командного состава и бараки для рядового состава. После войны эти дома были заняты под жильё для работников Черновского лесопункта. Их так и называли – «говоровские» дома. Сразу после окончания боев здесь располагался фильтрационный лагерь для тех, кто был в плену или угнан в Германию. Их здесь проверяли, решали их дальнейшую судьбу. Были те, кто умирал в этом лагере, около него было кладбище. Позже благодаря жительнице Черновского Карабановой было организовано перезахоронение в д. Монастырёк, где в память об этих людях установлен памятник.

 

 

Мы проехали по центральной улице поселка – ул. Ленина. Здесь находятся детский сад и начальная школа – в старом рубленом доме, где предположительно был послевоенный фильтрационный лагерь. Дальше по этой стороне до конца улицы тянется пустырь, где раньше были конюшни. Это тоже была территория лагеря, а за ней – кладбище для заключенных.

Сейчас в детском саду 15 детей, в школе обучаются 7 человек. Напротив школы начинается переулок Тихий. На противоположной от школы стороне улицы находятся сборные щитовые дома, которые строили для рабочих в 1940-х гг. Дома 4-квартирные на четыре семьи, квартирки очень маленькие – крошечная кухонька и комнатка-пенал. А семьи были по 4-5 человек. Таких домов сохранилось много и во многих еще живут.

Мы свернули налево – на улицу Поселковую. Здесь тоже типовые дома, но уже рубленые двухквартирные постройки 1960-х. Они заселены, около домов как правило возделанные участки, многие – с дачными «красивостями» и «наворотами».

 

Ещё один поворот налево и начинается улица Речная. Она идет вдоль берега реки Щучки. На этой улице Марина Александровна показала место, где был один из говоровских домиков. Рассказала, что один из жителей нашел в огороде ложку, на которой по-немецки было написано «Собственность Франца Зюйдуфера».

Речка Щучка совсем небольшая, на противоположном берегу тоже есть дома с участками. Почти у самой воды – погреба. Вода в реке, как и во всех наших реках буро-рыжая, река мелкая. До мелиорации 1970-х годов она была гораздо полноводнее.

По Речной улице мы выехали к Кингисеппскому шоссе, замкнув круг вокруг Черновского.

 

Дорога Черновское – Монастырёк.  

 

Сразу за чертой посёлка направо уходила в лес неширокая асфальтированная дорога, на которую мы свернули. Это дорога на Монастырек, до которого по ней около пяти километров.

 

Марина Александровна рассказала нам, что когда-то в Монастырьке, в Доме культуры, был пункт выдачи книг от Черновской библиотеки, и она по этой дороге ходила туда пешком в дни работы пункта. Когда-то, до образования Нарвского водохранилища, эта дорога вела прямиком до Нарвы, напрямую до нее от Монастырька было километров семь. Дорога довольно однообразная, глазу зацепиться не за что, идет по лесу, по сторонам поросла ольшняком и прочим кустарником, практически прямая. И только примерно посредине пути есть некое подобие небольшого поворота. По словам Марины Александровны ещё не так давно около этого поворота в лесу было видно некое подобие деревянного настила, уже довольно истлевшего. Как говорят, возможно, это были остатки знаменитой «шереметьевой дороги», которая вела по заболоченной местности прямиком к Нарве и была построена для продвижения петровских войск. Считается, что дорога от Черновского до Монастырька проложена по участку «шереметьевой дороги». Немного не доезжая до Монастырька, мы минуем место, которое называется Малый Монастырек.

 

 Монастырёк  

 

Деревня очень длинная, вытянулась вдоль одной улицы или дороги, по обе стороны которой идут два ряда домов. Иногда между домами видны пустоты – участки, поросшие кустарником. Марина Александровна пояснила, что здесь были дома, которые сгорели во время войны. Большая часть домов – это однотипные одноэтажные дома из красного кирпича на две семьи. Дома построены по одному проекту, имеют одинаковые размеры. Их отличают только разные виды декоративной кладки над закруглёнными окнами и разная форма плитки, которой выложены трехступенчатые карнизы стен, уходящие под крышу.

 

Примерно в середине деревни в таком же типовом доме находится администрация Черновского поселения.

Еще один такой же дом примечателен тем, что до примерно 1990-2000-х гг. в нём располагался Дом культуры. Он славен тем, что в нем сложился и работал примерно до 1990-х гг. Монастырёкский фольклорный хор. Его основательницы – местные жительницы, доярки местной фермы. Где-то в конце 90-х мне довелось побывать в этом Доме культуры, когда чествовали последних участниц хора. Они были уже очень старенькие. Сохранились записи песен в исполнении хора.

Здание бывшего Дома культуры сейчас находится в частной собственности (В.Ф. Соловьёвой), но хозяев дома мы не застали.

 

 

 

Следующий за бывшим ДК дом – бывшая почта.  Все эти здания находятся направо по направлению нашего движения. На противоположной, левой, стороне почти самый последний дом – дом Михаила Ивановича Пименова, о чём говорит укреплённая на нём мраморная мемориальная доска.

М.И. Пименов в 1930 -40х годах был председателем местного колхоза, а в послевоенные годы избирался депутатом Верховного Совета СССР.  

 

 

Недалеко от дома Пименова, за последним домом на этой стороне улицы, расположен местный мемориал – несколько памятников и захоронений. Приятно, что мемориал ухожен, благоустроен и украшен.

 

На фотографии слева направо: братская могила узников лагеря; памятник красноармейцам, погибшим в 1919 г.; памятник односельчанам, погибшим во время Великой Отечественоой войны. 

 

Началом его стал памятник на могиле красноармейцев, погибших здесь в период гражданской войны в 1919 году.

Следующие по времени захоронения – это одиночные могилы периода Великой Отечественной войны. На одной из них значится 1942 год. (Со слов жителя д. Черно В.Г. Анищика, здесь похоронены партизаны.)

Третий памятник – это гранитная плита с перечисленными на ней фамилиями жителей Черновского поселения, погибших в период Великой Отечественной войны. Установлен скорее всего в 1980-е гг.

Четвертый и последний по времени установки обелиск – на братской могиле перезахороненных узников Черновского фильтрационного лагеря (см. главу о Черновском).

За памятниками находится большая гора укрытого заготовленного силоса. В Монастырьке работает отделение АО «Родина», здесь выращивают телят (на ферме работают семь человек), а также заготавливают корма для скота.

Название деревни ведется от когда-то существовавшего здесь примерно в 15-16 вв. монастыря, разрушенного в Смутное время. Говорят,  прежде ещё оставались какие-то камни и каменный крест, но сейчас ничего не осталось и место их нахождения неизвестно.

Интересно, что имеется блочная пятиэтажка 1980-х годов постройки. 

Ещё привлёк внимание один дом в середине деревни, где начинается дорога на Вороново. Такой же типовой краснокирпичный дом, как и другие, только к нему пристроен каменный двор, видный с обоих концов дома. У других подобных домов я таких пристроек не заметила.

Итак, из дальнего конца деревни мы вернулись и примерно в середине деревни свернули на просёлочную дорогу, ведущую к д. Вороново. По дороге Марина Александровна рассказала, что в старину две соседние деревни сильно враждовали. Вороновские называли соседей «монастырские куркули», сочиняли друг про друга частушки и т.п. (Возможно, и дрались. Случаи вражды двух соседних деревень – история не редкая. Почитайте рассказ Л.В. Успенского «Бей вересимовских!» - получите удовольствие).

 

Вороново  

Деревню Вороново мы миновали быстро, не задерживаясь и особо на разглядывая. Чем-то особым внимание она не привлекла. О ней мы знаем, что здесь живёт наш бард и художник Виктор Иванович Кельсов.

 

Завернули на кладбище, что находится за деревней, попробовали найти старинные памятники, но они нам на глаза не попались. Поэтому через Вороново мы выехали на Кингисеппское шоссе и направились к д. Медвежок.  

 

Медвежок  

 

На придорожной табличке у въезда в деревню значится: «Медвежек». А раньше было «Медвежок». То есть последняя гласная стала не «о», а «е». И, соответственно, ударение перешло с последнего слога на средний? Или не перешло? Слово изменилось кардинально. Это вам не Таллин-Таллинн, что никто даже не заметит. А был ли какой-либо официальный документ – решение, постановление районного ли уровня или в Черновском поселении решили произвести переименование? Просто поменяли табличку и всё? А если было такое решение, то чем оно аргументировано? Так просто переименовать населённый пункт? Между прочим, название это историческое, старинное. С ним и легенда связана.

Оно упоминается и в связи со значимыми в нашей истории событиями – например, бой отряда Знаменского с немецкими оккупантами в июле 1941 года в деревне Медвежок.

Наконец самое яркое доказательство – это стихотворение известной ленинградской поэтессы Ирины Маляровой, написанное ею в 1980-х годах, где слово «Медвежок» столько раз зарифмовано, что из песни слова не выкинешь. Именно такое название, прочитанное много раз по дороге в Сланцы – действительно, очень красивое - заворожило поэтессу и вдохновило ее на стихи.

И, наконец: топонимы, т.е. названия географических объектов, это тоже исторические памятники, в них зафиксирована история места.  Но помимо всех этих аспектов, наверняка есть аспект юридический, и поменять в наше время название населённого пункта без каких-либо оснований, просто переписав табличку – возможно ли?

 

Ирина Малярова    

По дороге в Сланцы  

 

 

Лежит в снегу деревня Медвежок,

Печет в печи воскресный пирожок,

А девушка за пестрой занавеской

Углями заправляет утюжок.  

 

Когда бы остановка здесь была,

На этой остановке я б сошла,

И постучала в крайнее окошко,

И временный приют себе нашла.  

 

Так хочется порою тишины

С домашнею округлостью луны...

Кого-то ждет парнишка у калитки,

Кого-то ждут румяные блины.  

 

Откуда это имя — Медвежок?

Ты сердце городское мне обжег,

Как будто бы глоток воды январской,

Где плавает нетающий снежок.  

 

До Сланцев мой автобус пролетит,

И нету остановки на пути,

А за мою непрошенную песню,

Деревня Медвежок, меня прости.  

 

После прочтения таблички со спорным написанием названия деревни подходим к обелиску, который стоит у самой дороги на въезде в деревню – в память бойцов разведывательно-диверсионного отряда майора В.С. Знаменского, погибших в бою 24 июля 1941 года. Это был первый бой, который дали партизаны фашистам на территории Сланцевского района с момента начала его оккупации. Приятно, что территория вокруг памятника выкошена. А вот надпись на нём полностью прочитать не удалось. Желательно всё же устанавливать венки так, чтобы они не закрывали надписи на памятниках. Любой человек, подошедший к памятнику, должен иметь возможность полностью прочитать всю информацию.

 

 

Далее мы направились в деревню, чтобы найти ещё один памятник – экипажу самолёта под командованием лейтенанта А.М. Шевлягина, который погиб в воздушном бою 15 июля 1945 года. Раньше сюда каждый год на 9 Мая приезжала жена А.М. Шевлягина.

Чтобы проехать к памятнику, нужно с центральной улицы повернуть налево, а затем ещё раз налево. Раньше около памятника было установлено крыло самолёта. Сейчас оно утрачено. А ведь это было красиво и символично. Хорошо, если бы нашлись люди, способные его воссоздать и установить – сейчас так много разного рода реконструкторов и реконструкций.

 

В целом впечатление от Медвежка – больше разнообразия, т.к. планировка деревни в отличие от вытянутого в одну линию Монастырька более сложная. А ещё привлекла внимание расположенная недалеко от дома старосты деревни стена объявлений – объявления, поздравления жителей с днями рождения, детские рисунки. Очень приятно.  

 

 

 

Черно  

 

Наконец, мы добрались до исторического центра этой территории – деревни Черно. Раньше это был Черновский погост, Черновская волость. Произносилось с ударением на букву «о». Когда-то в Черно был Троицкий храм, утраченный в годы войны. Но нам не было известно место, где располагалась церковь. Одна из версий – церковь могла располагаться рядом с кладбищем и поэтому сначала мы решили посетить Черновское кладбище.

 

Оно располагается за деревней - по центральной улице за деревней не очень приметный поворотик направо. (Кстати, дорога, в которую переходит центральная улица, ведет к Монастырьку.) За ним сразу под кущами старых деревьев – кладбище, а рядом большое живописное поле. Кладбище обнесено старинной оградой, выложенной из дикого камня. Она местами уже повреждена и живописно поросла деревьями. На одной из фотографий – огромный корень большой ели просто лежит поверх кладки.  

 

Внимание привлёк старый металлический обелиск – пирамидка на ножках. Вероятно, на его верхушке когда-то была звёздочка, но ни её, ни овальной таблички (след от неё сохранился на памятнике) возле памятника не нашлось.

Около одной из могил занимались уборкой трое человек, у них мы и спросили про церковь. Самая старшая из них женщина, сказала, что она не знает точное место, но церковь была не на кладбище, а в деревне, и подсказала, к кому обратиться.

Мы вернулись в деревню. Нужно сказать, что Черно мне показалось самым живописным селением из виденных за этот день.  Отчасти этому способствует рельеф местности. Если в предыдущих деревнях он однозначно плоский, то здесь его разнообразят всхолмления и спуски к реке, пересекающей деревню перпендикулярно основной улице. Может это моё субъективное впечатление, но и дома мне здесь показались симпатичнее, и участки живописнее, и цветы-посадки пышнее, и дачные «прибабахи» затейливее. Кругом дачники-пейзане приложили руки. Вот такой оптический эффект.  

 

 

Местные жители адресовали нас к владельцу участка № 13 Валентину Григорьевичу Анищику. С ним мы уже были знакомы благодаря тому, что он интересуется историей своего поселения и уже обращался в краеведческий сектор библиотеки. Мы попали в его заботливые руки и уж от него-то узнали столько нового!  

Самое главное – искомая нами церковь, а точнее – то, что от неё осталось, – находится сразу за участком Валентина Григорьевича. Развалины уже поросли кустарником и деревьями, но пользуются неизменным вниманием «чёрных копателей». Церковь была разрушена перед освобождением района от оккупации в конце 1943 года. Там была стычка партизан с оккупантами или полицаями. Валентин Григорьевич сказал, что партизаны, погибшие в том бою, похоронены на мемориале в д. Монастырёк (одиночные захоронения рядом с обелиском). Восточная часть храма выходила к реке, западная часть (где был вход в храм) – на боковую деревенскую улицу. Здесь вдоль улицы сохранились старые вековые деревья из церковной ограды.

На противоположной стороне улицы стоит старинный краснокирпичный дом – бывший дом кузнеца. Кузница была рядом с домом, где сейчас живёт Валентин Гигорьевич. В один ряд с бывшим «домом кузнеца» стоят еще несколько старинных домов, в одном из них в советское время был клуб.  

 

Затем Валентин Григорьевич познакомил нас со своим участком. Он расположен на возвышенном месте, одна сторона имеет уклон в сторону речки, которая протекает совсем рядом. Река на карте обозначена как Черновка, но Валентин Григорьевич называет ее Чернавка. Участок имеет угловое расположение на пересечении основной улицы-дороги на Монастырёк и боковой улицы, которая раньше вела к храму. Дом тоже старинный, из красного кирпича, правда с недавними пристройками. Внутренняя отделка тоже выполнена недавно новыми хозяевами. По словам хозяина, дом построен в 1905 году, в советское время в нем был магазин. Он примечателен тем, что на южной его стороне есть геодезический знак – репер, вмурованный в кирпичную кладку. По утверждению хозяина дома – это главная геодезическая точка района.

За домом прямо по территории участка когда-то проходила дорога – Шуваловский тракт, она проходит от реки через весь участок, выходит на боковую улицу, пересекает её и теряется в полях. Она видна с той стороны участка Валентина Григорьевича, которая выходит на боковую улицу, в виде остатков булыжной мостовой. Откуда пошло её название, пока не выяснили. На участке Валентина Григорьевича мостовая уже скрыта дёрном и землей. Но на наших глазах хозяин взял кайло, вскрыл дёрн, и на глубине около 30 см стали видны камни старинного мощения дороги.

 

 

 

Ещё Валентин Григорьевич показал нам на своём участке пару камней с металлическими фрагментами, предположительно – осколками мин или снарядов, результат обстрела церкви в период войны. Хотя это могут быть результаты деятельности кузницы, а также и фрагменты намогильных памятников с крепившимися на них металлическими крестами.

Около дома – небольшой огород, заботливо ухоженный стараниями хозяйки, а также место для отдыха на воздухе в саду под яблонями и прочие дачные затеи. В самом доме очень уютно, хозяева гостеприимны. Их интерес к истории проявляется ещё и в том, что они любят собирать какие-то старинные вещи, кирпичи с клеймами различных изготовителей.

 

Т.А. Павлова, заведующий сектором краеведения.

03.08.2017 г.