Операция «Искра» для меня началась в декабре 1942 года

В Новосельской неполной средней школе находится «Музей истории родного края».  Его создатель - Михаил Петрович Батуев, педагог, участник Великой Отечественной войны, награждённый орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Ленинграда».

В Новосельскую школу М.П. Батуев приехал в 1980 году. Он сразу расположил к себе, дети полюбили историю, потому что ни один урок Михаила Петровича не был похож на другой. Он учил размышлять, привлекал много дополнительного материала. Уроки проходили интересно, но в то же время учителем он был строгим. Помогал и собственный жизненный опыт, ведь перед детьми стоял не просто хороший учитель, а ветеран войны, краевед. Приближающееся событие – юбилей полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады – это также одна из страниц боевого пути Михаила Петровича.

Из воспоминаний М.П. Батуева:

 

«В 1939 году был призван в армию, закончил полковую сержантскую школу. А весной 1941 года направили на курсы средних командиров – на Дальний Восток, станцию Приморская. Там меня застала новость о начале войны. Всех курсантов собрали на стадионе. Прозвучала команда: «Кто желает на фронт – шаг вперед!». Выступил весь полк. Нас погрузили в эшелон и направили в средне-командное пехотное училище под Тихвином, в Ленинградской области. Поезд попал под бомбежку, курсанты, одетые в новую форму, но безоружные, чувствовали себя беспомощными. Наконец, хотя и долго, но по Ладоге на барже добрались в Ленинград. Он уже был в блокаде. Как раз образовывалась Невская отдельная группировка (НОГ), в которую входили 45-я гвардейская, 86-я, 136-я, 11-я отдельная стрелковая (это наша) и 54-я Морская бригады, которые сдерживали натиск врага, вели повседневные боевые действия и готовились к решительному отпору.
Меня назначили командиром роты. В ней всегда был взвод разведчиков, с которым я часто сам уходил на задания. Каждая разведка – это изнурительный труд. Острие опасности, физическое и психологическое напряжение. Особая сложность заключалась в выборе места, где вести разведку, затем длинные переходы в самых неподходящих условиях, преимущественно ночью. А взятие языка – это редкий удачный случай.  И если на чьем-то счету он бывал хотя бы дважды – это результат боевого, мужественного и изощренного по ловкости и смелости поступка. Это только в кино можно легко изобразить, как быстро и ловко удается «украсть» немца для получения информации. Но часто разведка, хотя и результативная, заканчивалась жертвами. Меня тоже дважды ребята выносили раненым. Самое страшное – разведка боем. Солдаты идут в атаку, а ты, командир, заранее знаешь, что это неминуемая смерть многих. Большинство из нас прошли «Невский пятачок». Для меня он обошелся переправой вплавь через Неву – это в ноябре, в шугу, ранением.

Прорыв блокады в 1943 году – это уже третья попытка. Операция «Искра» для меня началась в декабре 1942 года.  Готовилась длительная разведка с заброской нас в глубокий тыл, в район Струг Красных и Новоселья (но не Сланцевского района), где по оперативным данным проходил кабель связи от Пскова до Гатчины. И наша разведка, а я ее командир, должна была в 10-дневный срок обнаружить его и подключиться. Заброска нас в тыл осуществлялась сам полетами. Группу из пяти человек ночью забросили с трех самолётов. При нас кроме самого необходимого были автоматы, во всех карманах гранаты-лимонки. Поэтому скорость приземления была страшенная Переводчик сломал ногу, и мы его потом оставили в одном из домов на станции Новоселье.

Нам были даны явка и пароль – воспользоваться не пришлось. Кабель мы нашли быстро – немцы нам его сами указали, т.к. охраняли.  Так что через два дня мы уже подключились к кабелю и круглосуточно сообщали в штаб сведения.  Для этого уходили на лыжах километров на 15 от линии связи, чтобы не раскрыть себя. Выполнив задание, вышли на Псковщину, на станцию Хвойная, а 4 января были уже в расположении своей части.  И тут уже во всю готовились к прорыву. В каждой дивизии были штурмовые группы, которые расчищали путь для танков. Я был командиром штурмовой группы. И когда 12 января 1943 года в 9.30 начался артналет – били по крутому берегу Невы, штурмовая группа вышла на лед. Это между Невским пятачком и Шлиссельбургом. Жутко, когда над тобой сплошь летят артиллерийские снаряды. К концу артналета мы уже были под самым берегом. У нас с собой были «кошки», штурмовые лестницы, ведь берег был ледяной неприступный, но все это снаряжение не понадобилось. Берег был вспахан снарядами «катюш». В первых траншеях встретились лишь отдельные очумелые немцы, остальные, кто остался в живых, отступили. Бой завязался у второй линии немецкой обороны. Но наши их выбивали и гнали в сторону Рабочих поселков.

17 января мы встретились с разведкой 2-й ударной армии. Этот день для меня оказался последним днем войны. Немецкая шальная пуля достала меня в голову. Полгода в госпиталях, при выписке – инвалидность второй группы».

 

После боевых походов и лечения Михаил Петрович вернулся на родину, на Урал. Был учителем, директором школы, вел всегда большую патриотическую работу. Но самое главное – в школе в селе Половинка он встретил свою половинку, подругу жизни, попутчицу и помощницу во всем – Анну Петровну, тоже учительницу.

 

В конце 1970-х годов решили переехать в Ленинградскую область. Когда в областном отделе народного образования предложили несколько адресов, где они могли бы жить и работать, они выбрали Новоселье. Название, которое было связано с военным прошлым. Но Новоселье оказалось не тем, что под Ленинградом, где Михаил Петрович ходил в разведку, а сланцевским. Однако Батуевым наше Новоселье понравилось. Край оказался благодатным для этих творческих людей, они нашли здесь понимание и единомышленников.

Вскоре после приезда в Новоселье, Михаил Петрович принялся за создание школьного музея. В жизни М.П. Батуева это уже третий музей. Первый он создал на Урале, в небольшом поселке, и посвятил 200-летию школы, второй музей был краеведческий.

Начал создание музея в Новосельской школе в 1981 году с военно-патриотического направления. Заинтересовал своей идеей детей. Они соревновались по отрядам и лично. Вначале было 200 фото. С появлением стендов ребята еще больше увлеклись, стали приносить старинные предметы. Пятнадцать человек – лучшие собиратели, в 1983 году ездили в Волгоград. В 1984 году опять были премированы поездкой в Брест.

В 1985 году к 40-летию Победы открыли музейную экспозицию из двух разделов: уголок боевой славы «Никто не забыт, ничто не забыто» и «Старая деревня» - предметы быта, орудия труда. В 1986 году в Ленинградском областном отделе по туризму и экскурсиям музей зарегистрировали как «Музей истории родного края».

 К 50-летию 9-й партизанской бригады (1993 г.) открылся раздел, посвященный этой бригаде. В музее 894 наименований экспонатов, 2120 единиц хранения.  Учащиеся с 4 по 8 класс сами проводили экскурсии. В год бывало по 30-40 экскурсий, по 600 экскурсантов. Проходили встречи с ветеранами партизанского движения. М.П. Батуев планировал еще сделать разделы, посвященные истории края с древнейших времен, финно-угорским племенам, усадьбам Преображенское и Леонтьевское. Мечтал продолжить сбор материалов о замечательных людях, восстанавливать партизанские землянки.

Михаил Петрович, приезжий человек, загорелся сам и увлёк учеников созданием музея, который теперь знают не только в Сланцевском районе, но и в области. Не жалея свободного времени и здоровья, он вместе с учащимися прошел почти все деревни Новосельского поселения, ходил партизанскими тропами, собирая материал для будущего музея, организовывал туристические слеты. И сейчас, когда создателя этого музея уже нет с нами, музей продолжает жить и работать, помогает воспитывать в детях любовь к своей истории, к своей малой родине.

 

В.И. Мохонькова,

библиотекарь Рудненской сельской библиотеки