Новосельские супрядки или Легенды, тайны и чудеса исцеления

 

Работа «Родного края красота: увидеть, узнать, сберечь» подготовлена библиотекарем Новосельской сельской библиотеки Верой Ильиничной Мохоньковой на районный краеведческий конкурс среди сельских библиотек Сланцевского района в 2017 году.
 Автор выражает большую благодарность за помощь краеведу из деревни Гусева Гора Андрею Дмитриевичу Лукашову.  

 

 

В давние времена в Гдовском уезде, коротали длинные зимние вечера женщины в основном за рукоделием, а мужчины уезжали в Питер или Нарву на заработки (плотничали, мостили дороги, работали лакеями, поварами, кучерами, каменщиками).   Молодые девки и женщины собирались в одном из соседских домов на супрядки (Супрядки — вечеринка, (беседа, посиделки)/ Толковый словарь Д.Н. Ушакова)? на которых девки совместно пряли пряжу. Накануне хозяева готовились к приходу гостей — мыли полы, по возможности освобождали избу от скотины. На другой день шли в другую избу.          Женщины на супрядках пряли на прялке нитки из шерсти для вязания тёплых носков и варежек. Заходили на огонёк и парни - дергали девок за косы, путали пряжу, пугали мышью, шутили. Но не только хулиганили парни, а и играли на гуслях, на балалайке.

 

До революции в нашем крае выращивали лён, из которого на супрядках пряли нить и на ткацком станке ткали холсты для полотенец, постельного белья и пошива одежды. Позже, когда появилась возможность приобретать ткань в магазине и со временем появились тряпочки из изношенной одежды, нарезали ленточки из которых пряли на этих станках уже половики. В деревне всё шло в дело. В ДК д. Рудно сохранились такие станки, на которых и сейчас мастерицы ткут половики.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ещё на супрядках молодые девки готовили приданое к замужеству — ткали и вышивали подвенечные полотенца со своими инициалами, украшали вышивкой одежду, постельное бельё, наволочки на диван (оттоманку), занавески. Когда появилась возможность покупать торговые нитки, на супрядках вязали крючком подзоры к кроватям, скатерти, накидки на подушки, салфетки, вставки для наволочек и т.д

                           На снимке: прялка, на которой пряли нитки из шерсти.

                                                        (Фото представлено Михайловой А.Г.) 

 

                                                                                                                      

На снимках:  Домотканное венчальное полотенце с вышитыми инициалами Пимановой Марии Васильевны от Перекатовой Т.Н. (д.Кислино);

Домотканное полотенце «Христос Воскресе» от Михайловой Антонины Георгиевны (д.Новоселье).  

И вот, коротая длинные зимние вечера в тёплой избе при свете горящей лучины, рукодельничая, женщины пели песни или рассказывали разные истории. Давайте перенесёмся в давние времена и «послушаем» рассказы на супрядках деревни Новоселье. Благодаря Ирине Александровне Тепловой (1926 г.р.), которая в 1996 году помнила и смогла перечислить всех жителей каждой избы. 

 

1.    Первый дом в деревне Новоселье (сейчас он не существует) с восточной стороны улицы - Хмыловский Тимофей Артемьевич. Он с женой и дочерью переехал из д. Гверёздно во время коллективизации. В колхоз эта семья не вступила. Тимофей Артемьевич в 1939 году уехал на заработки в Таллинн, работал поваром в ресторане. В начале Великой Отечечственной войны он находился на катере, который шёл по Финскому заливу, при бомбёжке катер затонул. Тимофей спасся, выплыв на доске на берег. На супрядках в этом доме говорили: «Что-то Долгое озеро нынче долго не замерзает, льда всё нет и нет. Начинали думать, вспоминать «был ли утопленник нынче?» Думают-вспоминают, что да, был.

 

 

На снимке место впадения реки Долгой в озеро Долгое.

Примечание: До наших дней дошла легенда, что Долгое озеро не замерзает, пока кто-либо в нём за прошедший год не утонет.  А ещё говорили, что в Долгом озере кто-то живёт!  Долгое озеро (узкое и длинное) появилось в месте расщелины, которая образовалась во время ледникового периода, его глубина местами достигает 40 метров! Жители окрестных деревень считают, что в озере живет чудовище (вроде Лохнесского).  

 

 

 

 

 

 

 

 

2. На другой день договорились, что супрядки будут в доме  Машкиных. Это дом рассказчицы - Ирины Александровны Тепловой, он до сих пор существует. После революции в доме проживали: мать Мария Кондратьевна Александрова и сыновья Семён и Александр. Семён являлся главой семьи, был холост. В 1942 году немцы забрали его в Новый Петергоф с лошадью и подводой работать возчиком. Там он заболел тифом, вернулся домой и умер в 59 лет.

  

На фото: Паспорт отца Тепловой Ирины Александровны, рассказчицы о жителях деревни Новоселье. 

Рекомендательное письмо дяди Тепловой И.А. -  Семёна.

 

Отец Ирины, Александр, женился на Марковой Екатерине из д. Заовражье. В 1930 году вступив в колхоз и пережив войну, был председателем колхоза «Новоселье», умер в 1946 году. К началу войны Ирине было 14 лет.  В 1944 году после освобождения Сланцевского района от фашистов, вместе с другими девушками она строила дорогу от Печурок к реке Нарове (хутор Макарово). Гражданские лица спиливали лес, носили к дороге, а сапёры устилали. В весенний холод жили в шалашах, немцы бомбили. Потом работала в военкомате в д. Дубок. Приходилось очень много вручать извещений о смерти. Молодая была, нервы были покрепче. Запомнился случай, когда пришла учительница из Рудненской школы за аттестатом мужа (для чего-то нужно было), а пришлось вручить извещение о его гибели. После войны работала секретарём в прокуратуре, с 1953-1971 года — в Сельхозтехнике старшим диспетчером, затем старшим экономистом. На супрядках в этом доме рассказывали, что нынче летом, когда ходили в лес за ягодами, то видели большие горы (на некоторых стояли каменные кресты). Говорят, что здесь «литва» похоронена.   

На снимке: древнее захоронение языческих времён XIвека у д. Засторонье, обнаруженное во время археологической экспедиции в 1898 году под руководством В.Н. Глазова.

 : На территории Новосельского поселения находятся древние захоронения ещё с языческих времён. В окрестностях деревень Хрель, Захрелье, Жилино, Кислино, Засторонье, Воронино, Новоселье, Наволок, Гусева Гора, Куричек в 1898 году работала археологическая экспедиция под руководством В.Н.Глазова. В 1980-х годах исследования продолжились. В результате в районе д. Захрелье были обнаружены: 26 курганных насыпей, 13 курганов и 15 жальничных погребений XII-XIVвв. Ранней весной или поздней осенью (когда деревья без листвы) некоторые из них видны с дороги.

 

 

 

3. Теперь супрядки в 12-м доме Моховых. Ирина Александровна помнит, что мать звали Матрёной, отца — Александром и было три сына — Виктор, Николай, Борис и дочь Мария. Помнит, что отец был расстрелян белыми и похоронен в братской могиле на Новосельском кладбище. В этот раз рассказывали, что в деревне Красное (сейчас не существует) когда-то была большая церковь, которая ушла под землю.  Сидящие у прялок старушки рассказывали, что «враги пришли в наш край, напали, и люди, чтобы уберечься - спрятались в церковь. И Господь погрузил их вместе с церковью под землю, остались только кресты железные церковные над землёй. Кресты эти позже превратились в каменные. Таким образом Господь спас людей».   Примечание: Грибники и ягодники несколько лет назад ещё видели каменные кресты. Сейчас об этих крестах неизвестно, то ли грибников стало меньше, то ли кресты куда-то исчезли. Местная жительница А.А. Канарейкина недавно рассказала, что в детстве (1950-е г.г.) с родителями ни раз собирала по осени клюкву на болоте Большой мох. Это примерно в районе бывшей деревни Красное. Этот Мох, действительно, большой, заканчивается во Псковской области. А как известно, там, где сейчас Мох, несколько тысячелетий назад было одно большое озеро. В настоящее время на этом болоте находятся несколько десятков небольших озёр. Подходя ко Мху, она видела в траве фрагменты железных копий и кольчуг, т.е. старинных военных доспехов. Ей это с детства запомнилось. Свои впечатления уже в зрелые годы она выразила в стихотворении: 

Сквозь мглу веков
Под звёздной крышей,
Я зов далёких предков слышу.
Я вижу край суровый, каменистый
И серых волн прибой о берег чистый.

Я вижу скалы с хвойным лесом
И слышу скальдов древний эпос.
Вижу я светлые кудри высоких людей.
Их уста не глаголят бредовых идей.

Там женщины горды и беспристрастны.
Глаза детей доверчивы и ясны.
Там места нет ни подлости, ни лести.
Там викинги с мечом — на страже чести.

 

Я слышу звон железный древних кузнецов
И вижу скачки полудиких скакунов.
Я слышу доспехов воинственный звон.
И вижу последний, прощальный поклон.

С мечами и копьями древняя рать
В чужие пределы пошла воевать.
Уходя, не посмели назад оглянуться.
В надежде домой из похода вернуться.
На Русской земле скакуны их столкнулись,
И воины больше домой не вернулись.
Лишь встали курганы, как древние были,
Чтоб люди о них никогда не забыли.
Над древним курганом вороны летают,
А викингов души над нами витают.

 


На снимке сохранившийся кирпичный дом Крупенских.  

4. Супрядки в 13-м доме (сейчас существует) Крупенских. Отец — Александр Матвеевич, мать — Прасковья Ивановна, вторая жена. От двух браков 10 детей. Никто в колхозе не работал, разъехались ещё до коллективизации. На супрядках в этом доме рассказывали, что в д. Куричек жители часто наблюдают со своего огорода, который расположен на возвышенности, одну и ту же картину: примерно в 21 час. медленно перпендикулярно над землёй поднимается красный светящийся шар и медленно передвигается влево. Двигается, двигается, может остановиться на некоторое время и потом продолжить свой путь. Так шар доходит примерно до направления на Новоселье и опять медленно опускается на землю.  

 

 

5. Теперь супрядки в 14-м доме (не существует), дяди рассказчицы — Андрея. Дом он построил до 1930 года, но почти не жил там, а жил в Питере. Ещё мальчишкой был отправлен в Питер учиться сапожному ремеслу. Жил и работал там. А его жена, Елена Александровна (Крупенская), в 1941 году приехала с сыном в Новоселье на дачу в этот дом и попала в оккупацию. Позже сын её погибнет в 1944 году в партизанском отряде под Лугой. После войны Елена Александровна уехала в Питер. 

На снимке: камень, найденный жителями д.Малафьевка и установленный на месте бывшей часовни.   В этом доме на супрядках однажды рассказали, что в д. Малафьевке когда-то был «ходячий камень» при часовне. Когда часовню снесли, камень бросили в ручей. Через некоторое время он опять оказался на месте, где была часовня. Его в ручей, а на утро его кто-то видел опять на прежнем месте. Примечание: В настоящее время у фундамента бывшей часовни находится каменный крест.  

 

 

 

 

 

 

 

6. Супрядки в 5-м доме (стоит и сейчас, из красного кирпича по левой стороне улицы с востока) Пимановых. Ирина Александровна помнит деда Пимана и сына Василия и шесть дочерей — Ольгу, Катерину, Анну, Марию, Пашу, Римму. У внука Василия было четверо детей. Дочери — Людмила и Ольга (1930 г.р.). Два сына умерли. 

На снимке сохранившийся кирпичный дом Пимановых.  

На этот раз рассказывали, что существует «Зеркало», (ровное, без камней, удобное для вспашки поля), которое находится на перекрёстке дорог (Курички, Дубок, Филатово и Вейно). На этом поле всё время происходили чудеса. Когда пахали это поле на лошадях, то после определённого времени работы мужику за плугом казалось, что вроде деревья по краю поля как-то наклоняются, качаются, голова как будто слегка кружится. Но продолжать работу нужно было дальше. Пахали, пахали и казалось, что пропахали всего минут 10, а когда очнулись, уже был глубокий вечер. Как будто какой-то провал времени. Примечание: По рассказам трактористов такие чудеса приходилось и им переживать. Они радовались, если их не на «зеркало» посылали пахать. Ведь всем известно по сказкам и легендам, что именно перекрёсток дорог обладает магической силой. Кроме того, местные жители примерно в этих местах видели ещё приземляющиеся огненные шары и даже как будто там бегали зелёные человечки.  

7. Супрядки в 10-м доме деревни Новоселье (не существует) Кондрашовых. Бабушка рассказчицы из этого дома. Жила там баба Таня-монашка. До революции она была монашкой в монастыре г. Кронштадта. Она и после революции вела монашеский образ жизни. Так вот, рассказывали, что  по дороге из Новоселья к озеру Долгому в 100 метрах от дороги было небольшое озерцо Жабинка, в котором местные рыбаки могли на ужин поймать рыбки в любое время года. Так вот,  в этом озере когда-то утонула золотая карета вместе с прекрасной пассажиркой и лошадьми.  

Примечание: В перестроечные 1990-е годы нашёлся даже человек, который якобы хотел из этого озера добывать сапропель (очень плодородный ил, который используется как удобрение) для продажи, т.е. хотел заняться таким бизнесом. Он поверил в легенду и, имея в собственности подходящую технику, спустил воду из озера по каналу в речку Долгую, исследовал всё дно, чем вызвал недовольство у народа за такое «начало открытия бизнеса». Но кроме карасей, которые не все смогли уплыть, ничего не нашёл. Кареты нет, бизнес так и не развернулся, а легенда осталась.      

  Спустя более 10 лет, люди соседних деревень, собирая там чернику, видели, что в середине озера опять появилась вода, а вся остальная площадь уже затянута илом. Жители считают, что, значит, вода в озере появляется за счёт ключей, которые находятся в середине и, возможно, карета и была, но только глубже, наверняка, спустя несколько столетий, её затянуло глубже. 

 

8. Супрядки в 11-м доме Игнатьевых (брата бабушки рассказчицы). У него было три сына — Александр, Пётр и Илья. Помнит, что семья выехала на хутор Воротню (Луговец). Там построили два дома. Когда стали убирать хутора и мелкие дальние деревни, вернулись в Новоселье, в свой дом. На супрядках рассказали, что в непроходимой глуши, именуемой населением «Волчарней», в лесу, за Завастьем есть ручей, над которым растёт огромная кривая ель. Вытекает ручей прямо из Пещёры, находящейся в горе. В этой Пещёре есть часовня, где висели иконы и горели лампадки. Ходили туда крестным ходом по дороге, которая шла из Завастья. Из ручья набирали воду, т.к. она была освящена и считалась целебной. Особенно помогала она при глазных и кожных болезнях. И многие крестьяне исцелялись этой водой. 

  

На первом фото: экскурсия учащихся к Пещёре в местности Волчарня. Родник с целебной водой.  
Примечание: Здесь и сегодня растет огромная кривая ель на склоне холма, в котором есть небольшое углубление, выложенное диким камнем с трёх сторон. По-прежнему из-под холма вытекает ручеёк. 

На втором фото: Место у Пещёры, где была часовня (висели иконы, горели лампадки).  

В 2016 году жительница ближайшей д. Новая Нива рассказывала, что её соседу в детстве грозила слепота. Врач сказал, что ничего поделать нельзя. Тогда его бабушка стала посылать каждое утро к Пещёре за грязью, которую он брал из ручья и прикладывал к глазам. Так мальчишка исцелился и со зрением у него всё в порядке до глубокой старости.  

 

9. Супрядки в 3-м доме Яшкиных. Ирина Александровна помнит только то, что жили там Надежка, Сашка, Настя, а их родителей не помнит. Так вот, на супрядках в этом доме рассказывали, что давным- давно на реке Долгой по преданию в пещере, по-местному «Песщёре», жил некий отшельник. И ему было явление Царицы Небесной. Местные крестьяне, так же видели Её идущей по лугу к реке, в водах которой лежит камень напротив алтаря (позже разрушенного) храма с отпечатком Её стопы.  Богомольцы непременно становятся на «камень Богородицы» своей ступнёй в её след. След на камне чудесным образом совпадает с размером каждого страждущего исцеления. Болезни исцеляются по усердному прочтению на этом камне молитвы.   Примечание: По рассказу жительницы д. Гусева Гора так всё и произошло. Примерно в 2010 году приезжал к ней погостить родственник, молодой парень из Москвы, который страдал псориазом. Женщина, показывая ему местные достопримечательности, привезла его и в Заручье к «следу Богородицы» и рассказала о чуде исцеления, которое происходит, если в него верить. Парень стал на след в воде, перекрестившись, стал искренне молиться Божией Матери, усердно просить Её избавить от своего недуга. Вернувшись домой, через некоторое время по телефону с радостью сообщил своей тётушке, что действительно чудо произошло, он выздоровел!  

 

10. Супрядки в 5-м доме деда Петьки Самряка (это его кличка, т.к. он когда-то с озера Самро переехал). Там рассказывали, что в живописном Засторонском бору, на самом берегу Пустого озера когда-то стояла церковь. От этого места есть три дороги по направлениям: д.Засторонье, д.Малафьевка и д.Кислино. Рассказывали, что в XVIвеке здесь ушла под воду церковь. А произошло всё вот как: во время службы, по какой-то причине прямо в церковь въехали на лошадях всадники с копьями и в своих тяжёлых доспехах. Но не выдержав такого веса, церковь стала проваливаться вниз. Всадникам и всем, кто там находился, быстро покинуть церковь и тем самым спастись не удалось: помещение было небольшое, и на лошадях трудно было быстро развернуться. Вместе с церковью утонул и медный колокол. Рядом возможно было и кладбище, о котором давно рассказывали охотники (когда они выкапывали енота из норы, то находили человеческие кости).   

На снимке: экскурсия с детьми в Засторонский бор к месту, где церковь ушла под воду (слева).

 Примечание: По рассказу женщины, которая жила в ближайшей деревне Малафьевка, ещё в годы её молодости (1960-е) на этом самом месте, которое в низине, она видела чёткий шестиугольник, обросший травой, дно которого было заполнено водой. И ещё тогда она видела рядом старинный покосившийся каменный крест, на котором были выбиты слова, но непонятные, которые невозможно было прочитать.  А «Пустым» озеро называется потому, что, видимо, изменённый химический состав воды с большим содержанием меди не подходит для обитания рыбы. А в месте, где провалилась церковь, даже в самое засушливое лето всегда стоит вода. Возможно, озеро соединено с этим местом подземными водами. К сожалению, всё это остаётся всего лишь легендой: в архивах документального подтверждения о существовании там церкви нет.    

  И всё-таки … старожилы окрестных деревень рассказывали, что по большим православным праздникам они когда-то слышали едва уловимый звук колокольного звона, доносящегося со стороны Засторонского бора. Благодаря Большой Советской энциклопедии, отгадка нашлась! В этом загадочном месте периодически происходит карстовое явление. Вода в карстовой воронке периодически появляется, а затем внезапно исчезает. Это явление, связано с растворением природными водами горных пород (весь Сланцевский район находится на известняке). Карст характеризуется комплексом подземных и поверхностных форм рельефа, своеобразием циркуляции и режима подземных вод, речной сети и озёр.

 

11. На супрядках в 8 доме рассказывали, что в соседней Старопольской волости в деревне Дубок произошло исцеление жены Малафеева Михаила, Анастасии Антоновны, по молитвам отца Иоанна Кронштадского.   

Примечание: Текст письма Малафеева Михаила, полученного редакцией «Паломник» из книги «Чудесные знамения по молитвам Иоанна Кронштадского»: «30-го июля 1910 года во время сенокосной работы Малафеева отдыхала на голой земле и после отдыха почувствовала слабость в груди и ломоту костей. Вскоре болезнь осложнилась большой одышкой; больная слегла в постель и не могла даже говорить. Обратилась к медицинской помощи, но облегчения не было; напротив, болезнь усилилась, так что не было надежды на выздоровление. И я, муж ея был в большом горе. Оставалась надежда на помощь Божию. И я усердно просил Господа и святых Его Угодников о выздоровлении болящей. И в ответ на свои мольбы во имя Успения Царицы Небесной (д.Заручье). Я пошёл на звон колокола в церковь и, взяв у свечницы две свечи, просил поставить их перед иконами Спасителя и Царицы Небесной и стал по правую сторону церкви у стены. К удивлению, моему, слышу из алтаря возгласы незабвенного батюшки отца Иоанна Кронштадского. Я был сильно поражён зная, что батюшка уже отошёл в будущую жизнь. При выходе с Евангелием на середину храма, я увидел дорогого батюшку живым. Подойдя к нему, упал к его ногам и просил батюшку, чтоб он исцелил от болезни мою супругу. Батюшка спросил меня: «Кто ты?» Я назвал себя по имени и отчеству и очень сильно плакал беспрерывно. Батюшка сказал мне: «Встань» и положил обе руки на мою голову. В этот момент больная, находящаяся в одной комнате со мною, слышит, что я плачу. Собравшись с силами, она попросила объяснить. Я проснулся, перекрестился и рассказал больной супруге этот сон. Мы были очень обрадованы этим сновидением. И в тот час моя супруга стала чувствовать себя лучше. Через несколько дней она была совершенно здоровой и принялась за обычные работы. Я, Малафеев М., желаю сообщить об этой радости в Вашу святую обитель (Иоанновский монастырь), присовокупляя, что после исцеления мы уже посетили могилку батюшки, чтобы поблагодарить за чудесное исцеление по святым молитвам его».

Отец Иоанн — величайшее чудо Русской Церкви, он обладал даром, который святые отцы называли простотой сердца. Сила его слова была в простоте, искренности и святости. Наш край связан с Иоанном Кронштадским. Он освящал Успенскую церковь в д.Заручье, которую в 50-х годах взорвали. Он освящал пределы в д.Козья Гора и д.Пенино и, посещая церковь в Козьей Горе, останавливался на ночлег в д.Кошелевичи у местного купца. Супруга батюшки была родом из д. Кярово (Псковская область), там и похоронена. Использован материал из книги «Сила молитвы святого праведного Иоанна Кронштадского», 2012 год.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Супрядки в 7-м доме Ильюхиных, где проживали дед Ильюха и баба Палага. В этом доме на супрядках рассказывали, что аисты появились на свет вот как: Бог собрал всех ползучих гадов в мех, дабы их уничтожить. Он позвал человека и повелел бросить мех в огонь или воду, но любопытство победило человека развязать мешок, и змеи снова расползлись по земле. Разгневанный Бог превратил руки, развязавшие мех, в крылья, спустил с пристыженного человека штаны и загнал в болото снова собирать змей и прочих гадов. От холода у человека-аиста покраснели нос и ноги, и Бог сжалился и оставил ему из одежды белую рубаху да чёрную жилетку. 

: Оказывается, что эта птица, занимает в верованиях славян особое место. Это обусловлено её величественным внешним видом и обычаем селиться вблизи людского жилья. Наиболее распространённый миф об аистах приписывает птицам роль вестника, сообщающего о скором появлении на свет ребёнка. Эта примета верная. В нашем крае на удивление обитает много аистов. В последние годы замечено год от года увеличение рождаемости малышей. Много лет селятся аисты в двух гнёздах (одному из которых более 35-ти) деревни Новоселье. Есть гнёзда и в деревнях Кислино, Малафьевка, Дубок, Воронино.  

Миф о человеческом происхождении аиста отразился также в поверьях о душе аиста, о его способности понимать человеческий язык, плакать. Множество народных примет связано с весенним прилётом аиста. Встреченный первым аист мог стать источником здоровья. Завидев его, следовало побежать, чтобы не болели ноги, прислониться к чему-либо деревянному, чтобы не болела спина. Однако встреча с аистом не всегда приносит добрые вести. Если увидишь первым стоящего неподвижно аиста, это к засухе, безбрачию и даже смерти. А вот пара аистов предвещает близкое замужество. Играющую такую важную роль птицу всячески привечают, привлекают на подворье, устанавливая на шесте или засохшем дереве колесо для гнезда. Дом, в котором гнездятся аисты, считается благословенным, охраняемым. А селение, где нет ни одного аистинного гнезда, проклятым. Страшные кары ждут того, кто разорил гнездо или погубил аиста, и наименьшая из них — пожар. Считают, что аист может принести в клюве и бросить в солому тлеющую головню, чтобы отомстить за обиду. Мотив связи аиста с огнём отражён также в легенде о происхождении аиста от курильщика. Гибель аиста может привести к падежу скота у обидчика, увечью или смерти близкого ему человека (Славянская мифология. /Е.Ф.Конев, 2005 ).   

13. Зимними вечерами деревенские дети, греясь на печке, просили бабушку что-нибудь интересное, а ещё лучше, страшное рассказать. И кое-что запомнилось. Однажды шла Ирина Александровна, ещё будучи подростком, по загуменьям — дороге, подходящей к строению (где сушили снопы и молотили зерно) и ригой, а навстречу ей идут и качаются из стороны в сторону два чёрта под ручку с рожками, хвостом и копытцами, все волосатые. Как она испугалась, закричала и побежала быстрей домой. Этот факт подтверждён был: в земле остались следы от копытцев. И ещё бабушка рассказывала, что у барыни, которой она служила, несколько раз за ночь в чулане пропадало молоко с вечерней дойки. Стали караулить вора. И оказалось, что-то ли прилетал, то ли приползал (не помнит) змей и выпивал это молоко. Примечание: Бабушка 1870 года рождения, проживала в д. Малая Гаянщина, которая сейчас не уже существует. 

 

14. В доме Васихиных на супрядках зашел разговор о пожарах. Вспомнили, что в самое засушливое время в деревню приглашали местного батюшку провести молебен и пройти вокруг деревни крестным ходом. И Бог услышал эти молитвы, дождь пошёл!    Примечание: Уроженка д.Малафьевка (Павлова Евгения Владимировна, 1930 года рождения) в своих воспоминаниях детства, которое пришлось на годы войны, рассказывала о силе молитвы к Богу. Она твёрдо уверена в том, что их деревня не пострадала за всю войну только потому, что перед приходом немцев в деревню все оставшиеся жители (женщины, старики, дети) обошли вокруг всю деревню с иконами, прося Бога заступиться за них. И ни одна бомба не зажглась в деревне, все дома остались целы.