Исторической основой нашего Сланцевского края и города Сланцы была Выскатская волость, учрежденная в 1803 году. В свою очередь, Выскатская волость образовалась на землях древней Кушельской губы, являвшейся охраняемым уделом русского пограничного города-крепости Гдова. Расположилась Выскатская волость вдоль течения рек Сиженка, Кушелка, а также вдоль нижнего течения рек Руя и Плюсса.
Конец ХVI вв. – это время первого упоминания нашей деревни Выскатка и многих других наших деревень.
Выдающийся наш краевед ХIХ века Ефим Андреев дал следующее толкование слову «Выскатка»: название села объясняют тем, что прежде здесь был лес и, когда он выгорел, на месте его остались пни и корни, называемые здесь «высходями», отчего и деревня, здесь образованная, называлась согласно писцовым книгам «Выскадка», в смягченном произношении – Выскатка.
После окончания Ливонской войны в 1583 году, после переговоров в месте, именуемом у германцев как «Плюссемюнде» - устье Плюссы, мир все-таки заключается в Кушеле, что для русских имело большое символическое значение. Тогда же начались обустраиваться в нашем крае военно-сторожевые посты: Васильево Сиженье, Малое Сижно, Большое Сижно или Нагинщина. В Кушельской губе в то время была 31 деревня, в основном в 1-2 двора.
В 1606-1615 гг. наш край испытывает многочисленные беды в Смутное время, и в ходе очередной войны со Швецией, которая оккупирует его вплоть до 1622 года.
После разорительной войны и оккупации, по писцовым книгам 1672 года «Письма и меры Ивана Вельяминова со товарищи», в деревне Выскатская (так она тогда называлась) были три двора крестьянские и в них семь человек и два двора бобыльских и в них три человека. При деревне была деревянная часовня во имя св. Дмитрия Солунского – покровителя православного воинства.
В начале Северной войны через север Кушельского края были проложены военные дороги, по которым русские войска под командованием генерал-фельдмаршала Б.П. Шереметева шли к Нарве. Памятниками воинам Шереметьевских полков остались захоронения с крестами у деревень Малая Руя, Савиновщина, Клин, Вороново.
Указом Екатерины II в 1777 году было положено начало новому административному делению России. Так, в частности упразднялись губы в нашем крае, а вместо них учреждались волости.
Выскатская волость была учреждена в царствование Александра I в 1803 году. Первоначально ее населяли крестьянские люди, бывшие до 1764 года крестьянами Гдовского Свято-Димитриевского собора и Гдовского Никольского монастыря, приписанного к Псковскому Архиерейскому дому, других гдовских церквей монастырей. В ней находились погосты: Ольгин Крест, Поля (бывший Никольский монастырь), Сижно, Черно, Выскатка, Рудно, Вейно, Скамья, Доможирка, Павлово, Каменно, Кярово, Гдов и Ветвенник.
По переписи 1838 года в Выскатке насчитывалось 134 душ мужеского пола и 130 – женского и принадлежали они царскому дому.
Вторая половина ХIХ века вплоть до начала ХХ века в истории Выскатки неразделимо связана с именем нашего выдающегося земляка-патриота крестьянина Ефима Андреева. Будучи выбран волостным старшиной, он воистину стал строителем и благодетелем всей Выскатской волости во всех сферах жизни: церковной, культурной, хозяйственно-экономической. Под его руководством в Выскатке была построена и 3 марта 1863 года торжественно открыта новая школа. Крестьяне обратились к государю императору с просьбой назвать училище Александровским, но государю было угодно назвать его Константиновским. При Ефиме Андрееве был учрежден Крестный ход с чтимой иконой Успения Божьей Матери из Доложска в Выскатку, который проводился 8 и 9 сентября.
В память спасения Великого князя Константина Николаевича при покушении на него в Варшаве в 1862 г. в Выскатке в течение 1862-1868 гг. была сооружена деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы (архитектор Г.И.Карпов). Храм занимал площадь в 21 кв. сажень и вмещал 350 человек. Церковная библиотека, первоначально заведенная из 50 книг Ефимом Андреевым, постоянно пополнялась на церковные средства. Из 5 колоколов самый большой в 50 пудов по высочайшему государеву повелению от 8 ноября 1866г. был отлит в заводе Петербургского военного арсенала под наблюдением полковника Николая Алексеевича Шрамченко. Один колокол в пуд весом, прежде сзывавший на барщину крестьян в имении Шапки (в 6 верстах от Выскатки) пожертвовал коллежский советник Яков Андреевич Тягунов, владелец этого имения, в память освобождения крестьян от крепостного права.
Ефим Андреев, являясь одновременно и волостным старшиной, и церковным старостой, в течении половины столетия вел титаническую работу по благоустройству жизни родного Выскатского края. При его активном участии в Выскатке была открыта врачебная амбулатория и приемный покой на 10 коек. Ефим Андреев был отличным художником, сам писал и реставрировал иконы. Он был также в числе основателей ссудно-сберегательной кассы и Крестьянского общества взаимного кредита.
Наблюдая народную жизнь в быту, и видя, какой вред исходит от местного кабака – семейные и хозяйственные нестроения и разорения, и за это публично называя кабак чертовым заведением, с целью поддержания в крестьянской среде общей трезвости и благочестия, он способствовал созданию в Выскатке братства народной трезвости. Оно, пожалуй, было одним из первых, если не первым в Гдовском уезде.
К началу царствования Николая II границы Выскатской волости в целом соответствовали границам древней Кушельской губы. Это было время, когда в части образованных слоев общества стали отвергать монархические устои и традиции. Это коснулось и нашей Выскатской волости, где в начале ХХ века была тайно создана организация партии эсеров. Ядро организации составили помещик Тягунов, и ряд представителей сельской интеллигенции – учителя, агроном, землемер. Из Петербурга им был доставлен печатный станок для выпуска и распространения революционных прокламаций в провинции. Когда на их след вышло охранное отделение, то они в спешном порядке утопили свой печатный станок в Рыжиковском озере. Однако часть тиража революционных прокламаций с призывом «Долой самодержавие!» был конфискован полицией и агентами охранного отделения. Организация была раскрыта, многие ее члены пошли по этапу в ссылку в Сибирь. После февральской революции все они благополучно вернулись в Петроградскую губернию.
На землях Выскатской волости было 4 церковных прихода: Никольский Польской (в Никольщине), Сиженский, Выскатский, Ивановоручьевский (в Кушеле).
Там, где сейчас находится город Сланцы – в Никольщине - были две каменные церкви в честь святителя Николая Чудотворца, 1805 (зимняя) и 1898 (летняя) годов постройки. Приход составляли деревни Свиридово, Карпово, Гостицы, Большие Поля, Малые Поля, сельцо Гавриловское, Лучки, Подкино, Вязовое, Уткино и Тухтово. К Никольской церкви было приписано три часовни в разных местах прихода. В Никольщине, Больших Полях, Гостицах и Вязовом находились церковноприходские школы.
Центральное место в волости принадлежало Сиженскому приходу церкви Михаила Архангела. Приход составили: село Сижно, деревни Замошье, Попкова Гора, Закуп, Нагинщина, Заборожек, Беломукино, Пуговичино, Клин, Вощенег, Березняк, Вербит, Залесье, Перебор, Песвицы, Куклина Гора, Горбово, Пананицы, Погорелец. В приходе было 5 школ: церковная в Клину, земские – в Попковой Горе, Песвицах, Вербите. В Попковой Горе была также министерская школа – находящаяся в ведении Министерства народного просвещения и содержавшаяся на его денежные средства.
В административном центре волости, селе Выскатка, был приход церкви Рождества Богородицы. Приход составляли: село Выскатка, деревни Новинки, Борки, Вяжище, Большая и Малая Руя. В приходе было две часовни, церковная и министерская школа в Выскатке.
Самым молодым приходом волости был приход церкви Рождества Иоанна Предтечи, образовался он в 1909 году. Приход составили деревни: Кушела, Заберезье, Пантелейково, Гоянщина, Сукновщина, Мельница, Ухово, Патреева Гора, Шевцово, Горка, Мельничище, Савиновщина, Казино, Дворище. При церкви существовало братство народной трезвости, открытое в 1913 году. В приходе было 4 часовни и 3 земских школы: в Пантелейкове, Савиновщине и Казине.
Вернемся к событиям истории нашей волости начала ХХ века.
В 1909 году на историческом месте битвы русских с ливонцами в Кушеле был выстроен деревянный храм Рождества Иоанна Предтечи на Ивановом ручье.
В том же 1909 году в России отмечалось 100-летие со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. В это время из состава Выскатской волости была выделена ее южная часть и образована самостоятельная волость с центром в Рудно. В честь юбилея классика русской литературы новая волость была названа Гоголевской.
В 1912 году Россия и в том числе Гдовский уезд торжественно отметила 100-летие Отечественной войны 1812 года, а в следующем 1913 – 300-летие царского дома Романовых. Здание волостного правления в Выскатке было украшено гирляндами из еловых веток, трехцветными российскими флагами и портретами государя Николая II и государыни Александры Федоровны.
С 1914 года страна вступила в полосу войн и революций. После свержения самодержавия в 1917 году соседняя с Выскатской Константиновская волость (названная в честь великого князя) была переименована в Доложскую, а Гоголевская волость в 1918 году переименована в Рудненскую. В начале марта 1918 года, когда был заключен Брестский мир, люди увидели конные разъезды немецко-кайзеровских войск в Больших Лучках и в Большой Руе – в нашей Выскатской волости. Линия фронта на момент подписания мира, проходила в нашем крае примерно по реке Плюссе.
В этом же 1918 году из северной части Выскатской волости революционная власть решила образовать еще одну новую волость с центром в Черно. При этом уполномоченный комиссар из Петрограда вначале предложил дать ей название в честь одного из революционных вождей – начиная с период Великой Французской революции. Однако грамотные крестьяне ( как их звали в деревне – чтеи-грамотеи) выбрали сами того, кто им ближе : в честь поэта – певца русской деревни Алексея Васильевича Кольцова волость была названа Кольцовской.
В мае, а затем в ноябре 1919 года на территории Выскатской волости шли бои красноармейских частей с белогвардейскими частями Северо-Запардной армии генерала Юденича. Наиболее упорными бои были в окрестностях Выскатки: здесь у северо-западников был укрепрайон.
13 декабря 1919 г. эстонцы заключают с красными перемирие, а белых разоружают, интернируя их в тяжелых условиях. Так закончилась гражданская война в нашем крае.
2 февраля 1920 г. был заключен Тартусский договор с Эстонией, по которому к ней отошли Верхне-Наровская волость и часть Кольцовской волости. Лишь 24 ноября 1944г., когда окончились бои Великой Отечественной в нашем крае, эти земли опять вошли в состав России и были присоединены к Сланцевскому району.
После окончания гражданской войны административно-территориальное деление Выскатской волости и входивших в нее ранее земель неоднократно менялось. В 1924году в состав волости входили следующие сельсоветы: Выскатский, Пананицкий, Пелешский, Черновской, Боровенский, Пантелейковский, Польской, Патреево-Горский, Рожкинский, Журавлево-Конецкий, Ельминский. Постановлением ВЦИК от 7 февраля 1927 года к Выскатской волости была присоединена Доложская волость с перенесением центра в село Рудно. Выскатская волость вошла в новоучрежденный Рудненский район. В свою очередь Рудненский район был упразднен в 1933 году, а Выскатский, Вейнский , Пелешский, Попковогорский, Савиновщинский, Рудненский, Новосельский сельсоветы были переданы в состав Гдовского района. В 1941 году все указанные сельсоветы, кроме Вейнского , вошли в состав нового, Сланцевского района.
С 1930 года на Выскатской земле начинает создаваться центр сланцедобывающей промышленности, возникает поселок Сланцы.
20-30-е годы минувшего столетия были временем жестким и жестоким: раскулачивание деревни, перегибы коллективизации, закрытие церквей, репрессии испытала на себе с лихвой и Выскатская волость.
С началом Великой Отечественной войны, уже середине июля 41-го Выскатская волость была оккупирована.
Одна из страниц жизни народа в оккупации, о которой раньше широко не упоминалась – это открытие храмов, закрытых в 30-е годы. Люди по своей инициативе решили открыть и своими силами отремонтировать храмы в Ивановом ручье, Сижно, Выскатке, Рудно. Православные традиции явились одним из средств сплочения народа в годы войны. Немецкие оккупационные власти не препятствовали открытию храмов, рассчитывая на симпатию со стороны местного населения. Но это не повлияло на решимость к сопротивлению оккупационному режиму. В числе наших утрат периода оккупации можно назвать и храмы Выскатской волости. Свято-Ивановский храм на Ивановом ручье у Кушеле был сожжен немцами зимой 1943-1944гг. Выскатская церковь сожжена вместе с селом в ноябре 1943. Очевидцы того страшного времени рассказывали: днем пахло дымом, а когда наступали сумерки, особенно ночью, на горизонте были видны зарева гигантских пожарищ – горели наши селения.
Партизанское движение на территории района постепенно нарастало. В родном Выскатском крае оно прошло легендарный путь от лесной землянки у деревни Горбово за рекой Кушелкой, построенной бойцами-пограничниками капитана Пирогова в 1941-м - до крупных партизанских соединений 1943 года: 6-й и 9-й бригад под командованием Абрамова и И.Г. Светлова.
Вот несколько событий, относящихся к периоду завершения партизанской борьбы в крае и освобождения района:
- 14-16 октября 1943г. бойцы 5-го отряда 9-й бригады вели упорные бои с немецкими войсками у д. Выскатка.
- 15 декабря 1943г. 83-й партизанский отряд отбил нападение немцев на Кушелу.
- 15-25 декабря 1943г. – отражение очередной карательной экспедиции оккупантов, двухдневный бой за Выскатку. Село в ходе ожесточенных боев неоднократно переходит из рук в руки.
После окончания боев и полного изгнания немецко-фашистских захватчиков из нашего края в начале февраля 1944 года Выскатка и большинство других наших деревень являли собой печальную картину – сплошные пепелища. Старинное село Никольщина, основа города Сланцы, было сожжено немцами в январе 1944 года. От Выскатской волости уцелели чудом лишь единичные деревни, как, например, Вощенег, почти полностью уцелели и левобережные деревни по реке Плюссе – Большие Поля и Гостицы, Подпорожек.
Возрождение выскатских деревень началось с обыкновенных землянок – с высходей в прямом и переносном смысле. В родные деревни стал возвращаться народ – из партизанских отрядов, из немецкого плена и принудительных работ в Германии, из эвакуации с востока, и победителями с фронтов в победном 45-м.
Крестьяне тогда с воодушевлением восстанавливали деревни и сельское хозяйство родного края, неся при этом бремя различных государственных податей и налогов.
В эти трудные послевоенные годы настоятелем церкви Архангела Михаила в Сижно, что исторически духовно окормляет православный народ Выскатской волости, стал протоиерей Александр Дубровский. В этом храме он служил с 1945 по 1951 год. В воинском звании капитана от прошел Великую Отечественную, был ранен, награжден боевыми наградами, был также удостоен и церковных наград. После закрытия в 1951 году церкви в Сижно о.Александр был назначен настоятелем Свято-Казанского храма, что в Больших Полях, где служил до своей кончины в 1974 году. Похоронен на Большепольском кладбище.
Налоговое облегчение наши крестьяне-колхозники получили только при Г.М. Маленкове. В 1953 году при нем были ослаблены ограничения приусадебных участков и колхозники стали получать паспорта. За эти благие дела газетные фотоснимки Маленкова у некоторых деревенских жителей долго хранились в домашних архивах.
Чтобы быстро в короткие сроки поднять сельскохозяйственное производство, пробовали разные меры, в том числе и укрупнение колхозов. Их число в несколько раз было сокращено. Так, в нашем Выскатском крае на основе объединения небольших колхозов в 1955 году был создан совхоз «Родина» (в 1992 – преобразован в АОЗТ).
Труженики села всегда видели свой долг в том, чтобы продуктами своего труда накормить народ, как ныне принято говорить – обеспечить продовольственную безопасность России.
Многое в истории нашего села вспоминается критически: и хрущевские кампании по выращиванию кукурузы и ограничению приусадебного хозяйства, и политика выселения так называемых «неперспективных» деревень в бетонные поселки с квартирными домами, в которых непонятно как вести свое хозяйство и где разместить свой огород. Последнее десятилетие тоже было нелегким для сельчан. Отчасти корень наших бед кроется и в бездуховности, забвении своих традиций и корней, своей истории и культуры. Отрадно то, что после десятилетий запустения восстановлен и вновь действует с 1992 года Сиженский храм. Символично, что Выскатское агрохозяйство «Родина», несмотря на все лихие годы, встречает юбилей Выскатской волости, твердо стоя на своих исконных крестьянских корнях и развивается, насколько это возможно в нынешних условиях. Это вселяет уверенность в лучшее будущее родного края и всей нашей России.