В пятистах метрах к юго-востоку от Георгиевской церкви села Ложголово находится место, называемое местными жителями – «Свиноежи» или «Свиноежа».
Здесь находится братская могила с гранитным монументом. Свиноежа представляет собой поросший вековыми соснами и кустарником песчаный холм естественного происхождения. Этот холм, протянувшийся с юго-востока на северо-запад, имеет в длину двести сорок и в ширину сто двадцать метров.
Спутниковая карта (крупно с храмом). Из открытых источников сети Интернет
Когда-то он возвышался среди окружающих его полей, ныне почти заросших кустарником. Вдоль этого холма, с западной его стороны, проходит терраса, называемая местными жителями «старая Петровская дорога». Создается впечатление, что, если это действительно дорога, то при ее прокладывании северо-западная часть холма была срыта. Вдоль этой «дороги» со стороны Ложголово проходит канава, заполняемая в дождливую
погоду водой.
Спутниковая карта 2005 г. Из открытых источников сети Интернет
Склоны холма и его поверхность не являются ровными и во многих местах имеют следы, как бы, добычи песка. Особенно это заметно в северной его части, то есть неподалеку от могилы.
В справочнике Лапшина[1] есть упоминание о жальнике, находившемся в «Свиноеже». В частности, там сказано: «… на холме Шведские могилы, восточнее братских захоронений 1919, 1941-1945 гг. по сведениям конца 19 в. здесь был курганно-жальничный могильник или курганы». Любопытно, что летом 2017 года, именно юго-восточнее братской могилы в тридцати семи метрах от нее, в ходе поисков места расстрела и захоронения белых воинов, была найдена медная шведская монета.[2]
Шведская монета, найденная в ходе исследований 2017 г.
Фото автора, 2017 г.
[1] В.А. Лапшин. Археологическая карта Ленинградской области. Часть 1. Ленинград. 1990. Стр. 61
[2] Старинная медная шведская монета в очень ветхом состоянии. На одной из ее сторон заметно изображение трех корон.
Каково же было отношение местных жителей к подобным «Шведским могилам»? Как правило, они позиционировали подобные урочища, как легендарные места старинных захоронений каких-то «чужаков». Религиозного почитания этих мест не было. И зачастую их использовали для захоронения павших животных, незаконнорожденных младенцев, выкидышей, самоубийц, и при особых обстоятельствах - погибших неподалеку чужаков. Подобными особыми обстоятельствами являлись войны и революции, то есть периоды безвластия, когда местным жителям самим приходилось решать, где и кому хоронить неизвестных им погибших пришлых людей, солдат или беженцев, не имевших здесь родственников.
Подобное отношение у жителей Ложголово и близлежащих деревень было к «Свиноеж»". Поэтому, когда в окрестностях деревни в ходе Гражданской войны погибали красноармейцы, зачастую неизвестной национальности и вероисповедания, их хоронили не на родовом кладбище возле Георгиевской церкви и не на эстонском кладбище, находящемся на северной окраине соседней деревни Загорье, а около «Шведских могил».
Однако во время Гражданской войны в «Свиноеже» хоронили не только красноармейцев. И кроме того, захоронения в этом месте продолжились и позднее, во время Великой Отечественной войны. Об истории этих захоронений и о том, как выглядит могила в Свиноеже сейчас, мы попытаемся рассказать ниже.
Спутниковая карта 2013 г. Из открытых источников сети Интернет
В северной части урочища Свиноежа находится братская могила. Она огорожена металлической оградой 12.5 м. Х 13.3 м. В ограде находится памятник, он представляет собой монумент из красного гранита на таком же основании. Постамент этого памятника изготовлен из бетона и окрашен в белый цвет. В верхней части памятника высечено изображение пятиконечной звезды. Ниже следует надпись: «Советским воинам, павшим в боях за Родину в 1919 г. и в 1941-1944 гг.». Ниже этой надписи изображена лавровая ветвь.
Братская могила «Советским воинам, павшим в боях за Родину в 1919 г. и в 1941-1944 гг.»
Фото автора, 2017 г.
Памятник установлен непосредственно на могиле. Эта могила имеет форму буквы «П». Бетонные поребрики, обрамляющие могилу, также покрашены в белый цвет. Длина могилы 9.5 метров, ее ширина 5.8 метров.
Общий вид могилы. Фото автора, 2009 г.
Исследования, проведенные осенью 2017-го года, показали, что обрамление могилы поребриками в точности соответствует реальному захоронению, не выходит за его пределы и повторяет его форму. Размеры могилы, находящейся в ограде, соответствуют захоронению 50-ти - 60-ти тел.
Форма самой могилы, представляющая букву «П», позволяет предположить, что первоначальное захоронение, состоявшееся в 1919 году, проводилось в одну линию 9.5 Х 3.5 метров. Такая конструкция братской могилы, в одну линию на 25 человек, не представляет собой ничего необычного.
Следующее захоронение 11-ти (по другим источникам 16-ти) Советских воинов 3-го батальона 546 стрелкового полка 191 стрелковой дивизии состоялось в июле 1941 года. Они погибли при обороне переправы у «Долгой Мельницы». Видимо для того, чтобы могила имела более компактную форму, их похоронили слева и справа от предыдущего захоронения. Так образовалась настоящая могила, имеющая форму буквы «П».
К сожалению, подробности о гибели этих людей нам не известны. Были ли расстреляны 25 красноармейцев, или погибли в ходе боев, и в каком месяце они были похоронены, мы не знаем.
* * *
Накануне празднования 50-летия Октябрьской революции было решено привести в порядок все могилы, относящиеся ко времени Гражданской войны. Для этого была проведена инвентаризация этих захоронений, и на каждую из могил был составлен «Паспорт на памятник». В частности, на памятник в Ложголово паспорт был составлен 17 июля 1967 года. Впоследствии этот паспорт, как и все прочие, хранился в Сланцевском горвоенкомате.
Но сначала, согласно решению Исполкома Сланцевского Горсовета за № 37, этот памятник, еще не имевший паспорта, был взят под государственную охрану. Это решение было принято17 февраля 1967 года.
Установка памятника произошла в этом же 1967 году, в каком месяце - не известно, но во всяком случае, не зимой. Получается парадоксальная ситуация: если сравнить даты в документах, то следует, что сначала памятник был поставлен на учет, потом на него оформили паспорт, а уже затем установили!
Спустя два года, в январе 1969-го, Сланцевским отделением ВООПИК, председателем которого в то время был Сергей Афанасьевич Пронин[1], на Ложголовскую могилу была составлена "карточка исторического памятника". В этой карточке было написано, что в этой братской могиле были: «Похоронены 25 человек, убитых в период Гражданской войны; здесь же похоронены 16 воинов 3-го б-на 126 стр. полка 191 СД периода Великой Отеч. войны. Бои на территории сельсовета. Метал. ограда 40 п/м".[2]
Местонахождение могилы Пронин обозначил так: "южнее деревни 500 м».
[1] С.А. Пронин – сланцевский краевед, автор нескольких статей в местной газете «Знамя труда».
[2] Согласно спискам безвозвратных потерь здесь похоронены погибшие в боях за переправу у Долгой Мельницы в июле 1941 года воины 3-го батальона 546 стрелкового полка 191 стрелковой дивизии.
Карточка исторического памятника. Из открытых источников сети Интернет
Прошло еще 23 года и вот, в 1990 году вышла директива Министерства обороны СССР. Согласно этой директиве все воинские захоронения получили учетные карточки установленного образца. В учетной карточке, составленной на Ложголовскую братскую могилу, было указано следующее: «Ленинградская область Сланцевский район Старопольская волость д. Ложголово.
Братская могила воинов павших в годы В.О.В. 1941-1945 гг.
Памятник мраморный высотой 1,2 м. установлен на постамент.
Ограда металлическая 48 п/м.
Текст: «Советским воинам павшим в боях за Родину в 1919 г. и в 1941-1944 гг.»
Количество захороненных 11.
Персональные сведения о захороненных не установлено».
В пункте о дополнительных сведениях указано: «Здесь же похоронены 25 человек погибших в период Гражданской войны».
Учётная карточка воинского захоронения. Из открытых источников сети Интернет
В этой же карточке приведен фотоснимок и схема расположения захоронения. Согласно этой схеме могила находится в 250-ти метрах к юго-востоку от Георгиевской церкви и в 400-х метрах от асфальтовой дороги на Старополье.
В этом документе, как и в предыдущем, есть несколько неточностей:
1. Во-первых, могила позиционируется уже как: «Братская могила воинов, павших в годы В.О.В. 1941-1945 гг», и только в дополнительных сведениях сказано, что: «Здесь же похоронены 25 человек погибших в период Гражданской войны».
На самом памятнике стоит другая дата 1941-1944 годы. Дату на памятнике можно считать более достоверной, так как территория Старопольского сельсовета была полностью освобождена к началу февраля 1944 года, и впоследствии боевые действия на этой территории уже не велись.
2. В карточке указано, что памятник из мрамора. На самом деле он изготовлен из красного гранита.
В этом документе сказано, что высота памятника составляет 1.2 метра, на самом деле общая высота памятника – 2.35 метра, высота гранитной стелы 1.6 метра.
Размеры металлической ограды указаны почти верно - 48 п/м, против 45.6 п/м.
3. Количество захороненных воинов уменьшено - 11 человек вместо 16 указанных в предыдущем документе. И, кроме того, в этом документе не указано - в какой воинской части служили погибшие солдаты.
4. Расстояние до могилы относительно села Ложголово также указано неверно – 250 метров, против 500 метров.
В годы Советской власти по праздничным дням у этого памятника проводились торжественные мероприятия и митинги.
24 июня 1998 года в трех метрах от ограды этой могилы был установлен памятный крест, посвященный погибшим здесь воинам северо-западникам. Установку креста организовало «Воинское братство во имя святого Архистратига Божия Михаила».
В настоящее время 9 мая у братской могилы в Свиноеже проводится акция «бессмертный полк» и бывают богослужения.
* * *
Однако, весьма возможно, что эта могила не является в Свиноеже единственной. По рассказам одного из местных жителей, во время Гражданской войны здесь производились расстрелы и захоронения, как красными, так и белыми.[1] Особенно масштабным он называет ноябрьский расстрел 1919 года. По его словам, в один день здесь было убито около 250-ти белых военнопленных. Предположительно, эта могила находилась юго-восточнее описанной выше могилы красноармейцев. Впоследствии она затерялась на местности. Но если эта могила в действительности существует, то ради исторической справедливости ее следует разыскать и обиходить.
Письменных источников, относящихся к событиям, происходившим в Ложголово в 1919 году, сохранилось немного.[2] Документы, сообщающие об этом расстреле или о содержании в Ложголово красных или белых военнопленных, пока не найдены. Поэтому для нас особенно важны рассказы местных жителей - свидетелей того времени. В нашем распоряжении имеется лишь одно такое свидетельство - это рассказ П.И. Сергеевой (Полевой) о том, как она, будучи в 1919 году десятилетней девочкой, видела большую группу связанных веревкой людей в нижнем белье, которых вели по их деревне Загорье.
Второе свидетельство не является свидетельством очевидца - это рассказ о военных действиях 1919 года в окрестностях Ложголово и ноябрьском расстреле белых военнопленных. Его поведал нам, со слов своей матери, уроженец Ложголово В.И. Тараканов.[3]
Оба эти свидетельства приведены в двух публикациях: в № 25 журнала «СПб епархиальные ведомости» за 2001 год, на стр. 157-159. - статья называется «Свиноежа» она написана по материалам С.Г. Зирина. Вторая публикация была напечатана в «Журнале исторической России. Михайлов день выпуск 1-й» за 2005 год, стр. 39-40. Статья так же называется «Свиноежа» автор - С.Г. Зирин. При этом первоисточником, особенно в части пересказа истории Сергеевой (Полевой), следует считать статью С.Г. Зирина в «Михайловом дне», так как статья в "СПб епархиальных ведомостях" хоть и вышла раньше, была написана по его материалам. Все прочие публикации на эту тему, разбросанные по многочисленным периодическим изданиям и в интернете, следует считать вторичными – т.е. повторяющими две предыдущие, они даже бывают дополнены новыми «подробностями».
Третье свидетельство – это видеозапись беседы с Е.В. Гандюхиной, в которой она рассказывает о том, что в детстве видела могилу белых, о том, как эта могила выглядела и где она находилась.
* * *
Кроме указанных выше свидетельств, коренные жители Ложголово и соседнего с ним Загорья пересказывают рассказы своих предков о том, как в 1919 году в этой деревне в течение нескольких месяцев квартировал штаб Ливенской дивизии Северо-Западной армии. В этих рассказах подчеркивается, что Ливенцы жили с местными жителями мирно, посещали церковь, устраивали совместные гулянья и танцы.
Крестьяне посмеивались над генералом, который прибыл в Ложголово с личной коровой. По утрам он предпочитал кофе или чай со сливками. «Много вы с коровой навоюете!» злословили местные жители.
Вспоминают и еще один случай. Белые солдаты неоднократно вычерпывали в колодцах всю воду. Одна из крестьянок погнала от колодца служивых со словами: «Понаехали тут! Всю воду вычерпали, вокруг надрызгали! Даже красные, когда здесь были, и те всю воду не вычерпывали, о других думали, порядок соблюдали!».
В связи с этим женщина была вызвана в контрразведку и строго предупреждена, чтобы впредь от подобных сравнений она воздерживалась.
Со слов жительницы Ложголово Александры Степановны Лукичёвой-Таракановой[4] (1895-1980), события Гражданской войны, в пересказе ее сына В.И. Тараканова, выглядели так. При майском наступлении войск Юденича в 1919 году тяжелые бои завязались за переправу через реку Лугу у деревни Муравейно. Погибших в этих боях белых воинов привозили в Ложголово и хоронили по православному обряду на кладбище у Георгиевской церкви. Общее количество 150-250 белых воинов, похороненных в Ложголово, В.И. Тараканов объясняет весенними и осенними боями за эту переправу у д. Муравейно.
Осенью 1919 года при отступлении Северо-Западной армии в Ложголово был произведен расстрел белых воинов. В урочище Свиноежа у старой, имеющей два ствола, но несохранившейся до наших дней, сосны был установлен пулемет «Максим». Связанных белых поставили на обрыве. Расстрел производился из пулемета. С флангов стояли красноармейцы, которые добивали раненных.
Для похорон были вызваны местные молодые женщины. На лица некоторых убитых они положили «свои старые рваные тряпки» и уложили их в ров или карьер, который образовался еще при строительстве дороги. «…белых офицеров хоронили в гробах, а наших не знаю, как хоронили. Белых хоронили в гроба»".
Один из белых остался жив и приполз в Загорье. Красные разрешили его оставить в деревне и лечить. Подобный же случай произошел, когда белые производили расстрел красноармейцев. Один из этих солдат остался жив и приполз в Ложголово. Офицер разрешил его оставить, вскоре за этим солдатом приехала жена и забрала его домой в Доложск. При этом она привезла с собой продукты и кланялась в пояс местным жителям, выхаживавшим ее мужа. Этот рассказ был записан при помощи диктофона.
Второй рассказ, который Сергей Геннадиевич Зирин связывает с ноябрьским расстрелом, был записан им со слов жительницы деревни Загорье Прасковьи Ивановны Сергеевой (Полевой) (1909-2001). Десятилетняя крестьянская девочка запомнила, как пришедшие летом 1919 года в село белые угощали ее салом и белым хлебом. А потом: «Вереницы связанных между собой веревками пленных белых воинов в исподнем белье, у каждого в руках по вобле. Переночевали под стражей в соседнем с моим просторном купеческом доме, а наутро каждый выходивший на смерть проходил мимо часовни во имя Св. Пророка Илии в Загорье. После расстрела спаслись двое[5], один раненый бежал в лес. Красные не стали его преследовать: «И так весь в крови, сам подохнет». Тело его нашла в лесу случайно местная крестьянка, искавшая заблудившуюся корову. Когда нашла ее, та стояла рядом с мертвым телом. Здесь его и схоронили. Раньше крест был, потом обветшал. Могилу уже не найти. Место называется Островцы. Другой, легкораненый, добежал до соседней деревни, где снова сдался в плен красным».[6]
[1] Рассказ В.И. Тараканова (09.07.1924-20.01.2009) приводится ниже.
[2] В частности упоминание о том, что в Ложголово, в сентябре – октябре 1919 года стояла Ливенская дивизия есть на 179 странице книги - Памятка Ливенца. Рига. Изд. "Саламандра". 1929.
[3] Существует аудиозапись беседы с В.И. Таракановым.
[4] Александра Степановна принимала участие в похоронах, как белых, так и красных.
[5] Этот же рассказ приводится в СПб епархиальных ведомостях на стр. 159, но в нем указано, что "После расстрела один раненый бежал в лес".
Икона, 2004 г.
Часовня Иова Многострадального. Фото автора.
Третий рассказ относится к более поздним временам. На видеозаписи, произведенной в сентябре 2017 года, Екатерина Васильевна Гандюхина рассказывает о том, как в детстве она с другими ребятишками ходила в Свиноежу за земляникой. При этом дети боялись подходить близко к заброшенной могиле белых воинов. Эта могила находилась на вершине холма юго-восточнее от той могилы, в которой были похоронены красноармейцы. Она представляла собой земляной холмик, увенчанный деревянным крестиком. Екатерина Васильевна описывала местность следующим образом. Если стоять спиной к памятнику, то слева от могилы будет поле, а за ним шоссе. Справа – старая дорога, а за ней Георгиевский мох, из которого вытекает Георгиевский ручей.
Она также сказала, что к этой могиле можно было подойти от полевой дороги, которая проходила с запада на восток от центра Ложголово, мимо овощехранилища, до шоссейной дороги. Эта полевая дорога просматривается на местности и сейчас, она проходит в семидесяти метрах от южной оконечности Свиноежи.
Приведенные выше три свидетельства можно считать не только единственными, но и самыми достоверными, так как П.И. Сергеева (Полевая) и Е.В. Гандюхина являлись очевидцами, а В.И. Тараканов пересказывал рассказ своей матери. Правда магнитофонной записи П.И. Сергеевой (Полевой) не существует, ее рассказ зафиксировал на бумаге
С.Г. Зирин.
* * *
Сам Сергей Геннадиевич Зирин на видеозаписи, произведенной в апреле 2009 года, показывает сосну с раздвоенным стволом и рассказывает о том, что возле этой сосны стоял пулемет. Здесь же он указывает на овраг, находящийся в десяти метрах от сосны и сообщает о том, что производил в овраге раскопки, где им были обнаружены часть человеческого черепа, срубленного шашкой, и ключица со следами перелома, свидетельствующие о том, что именно здесь происходил расстрел и добивание раненых.[1] Эта сосна и в настоящее время находится в двенадцати метрах южнее существующего памятника.
Осенью 2017 года Сергей Геннадиевич указывал место произведенных им раскопок уже в пятнадцати метрах к северо-западу от братской могилы, и говорил, что находки были в земле, недалеко от поверхности.
В.И. Тараканов, умерший в январе 2009 года, за несколько лет до своей смерти утверждал, что раздвоенная сосна, у которой стоял пулемет, уже много лет как не существует, но от нее остался пень.
Еще раз хочется повторить, что все прочие публикации (кроме указанных выше 2001 и 2005 годов), разбросанные по многочисленным периодическим изданиям и, особенно в интернете, следует считать вторичными, т.е. повторяющими две предыдущие, и каждая последующая публикация будет обрастать все новыми и новыми "подробностями".
В качестве такого негативного примера хочется привести строки из книги Б.А. Павлова и Б.Б. Павлова «На гдовской земле», изданной в 2004 году. На 34 странице авторы пишут: «8 ноября 1919 года в районе села Ложголово офицеры Добровольческой армии Юденича попали в окружение, были пленены, а затем расстреляны. Во рву вблизи Ложголова похоронено около 250 белогвардейцев. Недавно Иерей Анатолий (Лебедев М.П.) служил литию по погибшим белым воинам в России на первой обнаруженной и восстановленной братской могиле под Ложголовом».
Сколько новых подробностей может почерпнуть из этих трех предложений неискушенный читатель! Во-первых, здесь появляется дата «8 ноября 1919 года».
Во-вторых, все 250 белогвардейцев, оказывается, были офицерами.
В-третьих, эти «офицеры» попали в «окружение, в районе села Ложголово».
В-четвертых, Северо-Западная армия ген. Юденича здесь превращается в неведомую «Добровольческую армию».
В-пятых, священник Анатолий Лебедев обретает новые инициалы М.П. Видимо, переписывая чей-то текст, авторы книги сокращение М.П. (что означает Московская Патриархия) приняли за инициалы о. Анатолия.
Ну и наконец, могила, оказывается, уже найдена и восстановлена.
Здесь я привел один из многочисленных «вторичных» текстов, в котором рассказано о Ложголовском расстреле. Разумеется, что со временем их количество будет увеличиваться.
В связи с вышесказанным хочется отметить и еще один аспект, который будет очень важен для будущих исследований. При опросах местных жителей неоднократно приходилось сталкиваться с тем, что они пересказывали информацию, почерпнутую в интернете, выдавая ее за самую исконную и достоверную, когда-то давно полученную ими от своих родственников. Это явление стало довольно распространенным в последние два десятилетия, его следует учитывать и выявлять при дальнейших расспросах.
* * *
Итак, подведем итоги, объединив в одном повествовании все более-менее достоверные воспоминания, отбросив второстепенные детали и эмоции. Это поможет нам разобраться, насколько достоверна эта история.
С августа по октябрь 1919 года в селе Ложголово квартировал штаб Ливенской дивизии. Видимо в это время в урочище Свиноежа приводились в исполнение смертные приговоры, вынесенные белогвардейским военно-полевым судом. Здесь же хоронили казненных.
Возможно, к этому времени можно отнести упомянутое выше захоронение, в котором лежат 25 красноармейцев. Если бы они погибли в ходе боев, их похоронили бы на главной площади деревни, на месте гибели или на кладбище, но никак не в Свиноеже. Торжественные похороны героев революции не устраивали глухих и скрытых от людских глаз местах.
Погибших северо-западников боевые товарищи привозили с мест боев и хоронили по православному обряду на Ложголовском кладбище у Георгиевской церкви.
Здесь следует отметить, что на Ложголовском кладбище был похоронен лишь один «красный» - председатель Волисполкома А.В. Василевский. 13 мая 1919 года при внезапном и стремительном наступлении Северного корпуса белой армии Василевский бежал, но был настигнут по дороге на д. Лычно. Его привели обратно в д. Лососкино. Местный житель сказал, что задержанный руководил раскулачиванием и дележом земли. А затем принес веревку. Здесь же на месте, без особых проволочек председатель был повешен на березе у часовни. По просьбе жены, Василевского было разрешено похоронить в дальнем углу Ложголовского кладбища. Эта могила, в отличие от могил северо-западников,[2] сохранилась до наших дней.[3]
Спустя полгода фронт покатился в обратном направлении. В ходе ноябрьских боев частями красной армии были взяты в плен воины белой Северо-Западной армии. Двести пятьдесят военнопленных северо-западников со стороны станции Веймарн[4] были отконвоированы в село Ложголово. По мнению С.Г. Зирина преимущественно это были нижние чины и офицеры 5-й (Ливенской) дивизии Северо-западной армии.[5]
Пленные ночевали в одном из господских домов деревни Загорье. На следующее утро их в нижнем белье, связанных между собой веревками, повели на расстрел. В руках у каждого из них было по вобле. Проходя мимо каменной часовни во имя пророка Илии, они напоследок могли «…проститься «в веце сем» с сослуживцами и жителями села».[6]
Расстрел военнопленных происходил в Свиноеже. При этом на самом высоком месте под раздвоенной сосной, несохранившейся до наших дней, был установлен пулемет. Пленных выстроили перед пулеметом на краю рва, образованного при строительстве и ремонте дороги. Руки у пленных были связаны, они были в нижнем белье. «Красные расстреляли всех, не пожалев даже двух десятков мальчишек».[7]
После расстрела, молодых крестьянок села Ложголово заставили хоронить убитых. «Ложголовские крестьяне посылали ребятишек в село за покрывалами, простынями и тканями, покрывая ряд за рядом тела сброшенных в ров Белых воинов. Лишь нескольких офицеров хоронили в гробах. У многих были связаны руки».[8]
После похорон, под страхом смерти, крестьянкам было приказано никому не рассказывать об этом событии.
Один или двое расстреливаемых были ранены и смоги бежать с места расстрела. Спустя некоторое время труп одного из них был найден в лесу. Второй пришел в деревню и сдался красным.
Могила расстрелянных красными 250-ти белых военнопленных находилась на вершине холма к юго-востоку от существующей могилы 25-ти красноармейцев.
Итак, при прочтении этого, составленного из нескольких источников, рассказа, сразу же возникает ряд вопросов.
1. Зачем пленных привели в Ложголово для расстрела? Почему их не расстреляли на месте пленения? Даже если их привели от стратегической переправы у Муравейно - это путь по лесной дороге в 13 километров.
Что касается пленных Ливенцев, то факт их пленения подтверждается воспоминаниями красноармейца Н. Блинова. В ночь с 15 на 16 ноября 1919 года произошел бой, в ходе которого 163 и 165 полки 19 красной дивизии овладели деревней Монастырек захватив при этом около 500 пленных чинов белой Ливенской дивизии. «Деревня Монастырск мгновенно была нами занята; противник, застигнутый врасплох, не мог оказать никакого сопротивления, и в течение получаса деревня была очищена от белых, спаслись лишь те кто бежал на запад; нашими трофеями были около 500 пленных, много оружия и имущества».[9]
2. У пленных были связаны руки, но при этом они одновременно держали в этих руках воблу. Зачем вести пленных на расстрел с воблой в руках?
3. Маловероятно, чтобы нескольких офицеров из этой группы хоронили в гробах. Красные обычно такую "честь" белым офицерам не оказывали.
4. Расстрел производился на краю рва, и тела в беспорядке падали в этот ров. Оставалось их просто зарыть. Но вместо этого из деревни вызвали молодых крестьянок и по какой-то причине заставили уложить тела в ряды.
Для того, чтобы уложить тела, нужно было прежде хотя бы часть из них поднять на поверхность, а потом опять уложить рядами. Если бы количество тел было менее десятка, а не две с половиной сотни, это можно было бы сделать без особого труда, но только зачем?
5. Изготовление холста являлось очень трудоемким делом и требовало больших затрат труда. Льняной холст, из которого, как говорят, были изготовлены «покрывала и простыни», стоил дорого, в хозяйстве его было немного, он шел на изготовление одежды и являлся довольно ценным предметом, составлявшим невестино приданое. Сомнительно, чтобы его потратили на «чужаков», да еще в таком большом количестве. Кроме того, большинство крестьян простыней не имели (за неимением кроватей с матрасами). Спали крестьяне в одежде: зимой - на лавках, полатях и сундуках, а летом - на сеновалах.
6. Почему корова заблудилась в лесу в ноябре, когда на полях уже лежал снег, и, как известно из мемуаров, стояли сильные морозы?
7. Как смогли сбежать раненные со связанными руками люди, если с фронта был установлен пулемет, а с флангов стояли стрелки с винтовками и шашками. Они были специально поставлены в этом месте для того, чтобы добивать раненых и не дать никому убежать. При этих условиях сбежать было невозможно. Были случаи, когда после расстрела человек притворялся мертвым и уползал с этого места ночью. Но никто из рассказчиков не упоминает о том, что похороны после этого расстрела производились на следующий день.
Более пристрастное прочтение вышеприведенного текста может породить еще большее количество вопросов.
Кроме того, утверждение, что в Ложголово были казнены военнослужащие именно Ливенской дивизии, также является сомнительным. В 1929 году в Риге была издана книга «Памятка Ливенца», в этом издании содержатся рассказы и воспоминания о формировании, боевом пути и последних боях Ливенской дивизии, приведены некоторые документы. На его страницах даже есть сведения о квартировании воинов дивизии в деревне Ложголово. Но нигде в этой книге нет ни одного упоминания о таком крупном и трагическом событии, как расстрел 250-ти чинов Ливенской дивизии, попавших в большевицкий плен! В период подготовки осеннего наступления в составе (5-й) Ливенской дивизии было 1900 штыков.[10] Поэтому, если даже не учитывать потери дивизии на подступах к Петрограду, расстрел одной восьмой части личного состава не мог остаться не отмеченным хотя бы в одном из воспоминаний!
***
Приведенные выше противоречивые эпизоды никак не соединяются в одну историю, вызывая много нестыковок. Но если предположить, что речь идет не об одном событии, а о нескольких событиях, произошедших в разное время, то все встает на свои места:
В разное время в течение 1918-1919 годов, когда в Ложголово квартировали то красные, то белые, пленных красноармейцев, членов комбеда, пленных воинов северо-западников, сочувствующих белому движению и просто подозрительных личностей приводили в штаб, и кого-то из них после допросов расстреливали. Кого-то из этих пленных кормили воблой. Кого-то уводили на расстрел со связанными руками и раздетыми до нижнего белья.
В Приказе № 18 по Стрелковой дивизии Светлейшего Князя Ливена от 20 августа так и сказано «При взятии пленных, таковых надлежит отправлять возможно скорее в штаб дивизии и со всеми при них документами».[11]
Погибших в боях офицеров и нижних чинов белой армии хоронили у Георгиевской церкви «в гробах и при погонах». Расстрелянных, в нижнем белье и со связанными руками, закапывали на месте расстрела.
Возможно, что в Свиноеже производилось много расстрелов. В каких-то похоронах могли принимать участие и местные жители, кого-то из убитых они могли при погребении накрыть холстиной или пальшиной.[12]
Раненые люди могли уползти с места расстрела после ухода расстрельной команды. Кто-то из них спасался в деревне, кто-то умирал в лесу или в поле, где их и хоронили. А запомнившийся эпизод с коровой, нашедшей умершего человека, связан с одним из расстрелов происходивших летом.
Цифра в 250 человек, расстрелянных одновременно, видимо, связана с цифрой 25 красноармейцев, похороненных в братской могиле. Об этих 25-ти красноармейцах упоминали в речах, произносимых на ежегодных митингах, посвященных октябрьской революции, возможно поэтому, эта цифра, но увеличенная в несколько раз, могла остаться в памяти жителей Ложголово.
Если все изложенные в воспоминаниях факты все же принять на веру, то наверняка происходили они в разное время. Собранные вместе в одном рассказе они противоречат друг другу! Похоже, что в приведенных выше рассказах имеет место соединение нескольких «бабушкиных» рассказов, состоящих из различных достоверных фактов, в одну общую историю.
В связи с этим следует иметь в виду, что в Свиноеже можно и вовсе не обнаружить одну большую могилу, в которой похоронено 250 человек. Не исключено, что кроме существующей братской могилы, в которой могли быть похоронены не только красноармейцы, но и белые воины, в Свиноеже можно найти еще несколько небольших или одиночных захоронений (подобных могилке того умершего от ран человека, на которого наткнулась хозяйка при поисках коровы).
Также важно иметь в виду, что после находки в Свиноеже какой либо могилы возникнет вопрос: кто в этой могиле похоронен - красные или белые?
Это только в советских фильмах у красных и белых была отличная форма. На самом деле все были одеты «кто во что горазд», многие в гражданскую одежду. И красные и белые перед расстрелом одежду и сапоги с пленных снимали со словами: «Тебе уже не понадобится, а мне еще пригодится». Оружие и боеприпасы тоже были одинаковыми и переходили из рук в руки.
Поэтому для идентификации найденного захоронения следует проводить профессиональные археологические раскопки, которые помогут определить - красные или белые в нем похоронены, хотя и они не всегда позволяют дать однозначный ответ на этот вопрос. Только найденную большую могилу, в которой будут похоронены примерно двести человек, можно будет идентифицировать как захоронение пленных северо-западников.
* * *
8 и 9 сентября 2017 года территория к юго-востоку от памятника была исследована поисковиками отряда «Святой Георгий». Целью этих поисков было установление места расстрела и братской могилы пленных северо-западников.
Так как вся длина Свиноежи не превышает 250-ти метров, а дальше идет ровное поле, то было решено ограничиться поисками не далее 70-ти метров от памятника. На этом расстоянии холм уже имеет значительное понижение. Именно в этих пределах находились: многочисленные провалы в земле, и возвышенность, и старая дорога, и песчаные выработки с крутыми склонами.
На территории Свиноежи, на самом высоком месте холма большого количества гильз обнаружено не было. А ведь для расстрела двухсот пятидесяти человек из пулемета могло бы понадобиться не менее одной тысячи патронов. Соответственно, на том месте, где был установлен пулемет, до наших дней в земле должно было бы находиться не менее сотни однотипных гильз. Найдя такое скопление гильз, в 25-30 метрах от него можно было бы обнаружить и само место захоронения.
Однако в ходе поисков большого скопления пулеметных гильз[13] произведенных до 1919 года, указывающих на установленный в этом месте пулемет, обнаружено не было. Удалось найти лишь 12 гильз от винтовки Мосина выпуска 1911 – 1917 годов, производства Тульского завода и фирмы Ремингтон производства США. Они находились в 54 метрах к юго-западу от памятника и в шести метрах от «старой дороги». Здесь же было найдено и несколько деформированных пуль.
[1] Об этом им был составлен "Акт результатов полевых работ в урочище Свиноежи от 15.10.2000 г.", который в настоящее время где-то затерялся.
[2] Памятник белым воинам, похороненным на Ложголовском кладбище находящийся у алтарной части Георгиевской церкви был установлен общественным движением "Белое дело" 6 октября 2013 года.
[3] Сведения о судьбе А.В. Василевского подтверждаются воспоминаниями его родственников, газетными статьями и архивными документами.
[4] Информация о том, что пленных привели со стороны станции Веймарн, поступила от И.В. Попова.
[5] СПб епархиальные ведомости № 25. Стр. 157.
[6] СПб епархиальные ведомости № 25 Стр. 159.
[7] СПб епархиальные ведомости № 25 Стр. 158.
[8] СПб епархиальные ведомости № 25 Стр. 158.
[9] Сборник трудов отделения военно-научного общества при военно-академических курсах высшего комсостава Р.К.К.А. 1921-1922. Том 2. Москва. 1922. Стр. 115.
[10] Памятка Ливенца. Рига. 1929. Стр. 43.
[11] ГАЭ Ф. 2124 Оп. 001 Д. 553 Л. 415-416
[12] Пальшина – местное гдовское название толстой, грубой домотканой ткани, которой укрывали лошадь. Род попоны.
[13] Патроны винтовки Мосина и пулемета Максим были взаимозаменяемы.
Патрон 3-х линейной винтовки 1917 г. Находки 2017 г.
Фото автора, 2017 г.
Кроме того, неподалеку от предыдущей находки было обнаружено еще несколько гильз, не относящихся к событиям 1919 года. Это две гильзы и один целый патрон от автомата ППШ или пистолета ТТ, и два учебных патрона германского производства 1939 года выпуска.
Немецкий учебный патрон образца 1939 года
Фото автора, 2017 г.
Как мы уже упоминали в начале, холм, являющийся урочищем Свиноежа, не является ровным. Вся его поверхность перемежается возвышенностями и низменностями, а склоны носят следы добычи песка.
На месте любой могилы земля со временем проседает и образуется провал – низина. Захоронение 250-ти человек является довольно значительным. За могилой, которую мы ищем, никогда не ухаживали, землю не подсыпали. Поэтому большой провал грунта должен выделяться на местности, и указывать на место захоронения.
Однако проверка просевших мест смогла обнаружить только две ямы, находящиеся в трех метрах к востоку от того места, где были обнаружены гильзы. В этих ямах сохранились многочисленные осколки стеклянных бутылок, стеклянных бокалов и рюмок, стеклянных ваз и глиняных горшков с поливой. Среди этой посуды находится большое количество осколков т.н. «Кузнецовского фарфора», в том числе произведенной в Риге.
Находки 2017 г. Фото автора, 2017 г.
Возможно, в эту яму сбрасывали отходы, остававшиеся после поминок и мероприятий, проводившихся на братской могиле у памятника. Но как здесь смогла оказаться красивая «Кузнецовская» посуда? Ведь на поминки стараются брать прочную и недорогую посуду.
Параллельно поискам захоронения белых воинов, при помощи щупа, было установлено, что могила, находящаяся в ограде, ограничена поребриком очень точно, кости находятся на глубине полутора метров. Размеры этой могилы могли бы позволить захоронение 50-60 человек.
После подведения итогов этой первой экспедиции, возникла необходимость в приобретении и изучении снимков германской аэрофотосъемки военного периода. При сравнении карты пятисотметровки 1968 года с современным снимком, сделанным из космоса, и германской аэрофотосъемкой выяснилось, что за последние семьдесят лет местность в окрестностях Свиноежи не претерпела значительных изменений. Исключение составили зарастающие поля и неиспользуемые в настоящее время полевые дороги. На аэрофотоснимке границы урочища Свиноежи определяются очень четко. Кроме того, на этом же снимке были отмечены несколько «подозрительных» мест, представляющие собой воронки и возвышенности севернее и южнее Свиноежи. С учетом полученной информации возникла необходимость в проведении еще одного исследования.
Кроме того, было решено произвести дополнительные поиски местных старожилов и произвести их опрос на предмет определения места захоронения белых воинов.
Следующая экспедиция в Ложголово, с той же целью и в том же составе, была проведена почти три месяца спустя после первой - 25 ноября 2017 года. Погода в течение этого времени была сырой, дождливой с положительными дневными и ночными температурами. В один день были проверены «подозрительные» места, оказавшиеся сырыми низинами, безрезультатно «прощупаны» обочины «петровской» дороги и южная часть Свиноежи. Обнаружить новых еще не опрошенных старожилов не хватило времени.
Таким образом, в ходе поисков осенью 2017 года, никаких захоронений и останков кроме известной братской могилы, в Свиноеже обнаружено не было.
* * *
Для того чтобы полностью закрыть тему о захоронениях в окрестностях Ложголово и избежать в дальнейшем путаницы в этом вопросе, следует упомянуть еще о двух кладбищах.
В годы ВОВ в несохранившемся деревянном двухэтажном здании ложголовской школы располагался немецкий полевой госпиталь. Умерших в этом госпитале от ран немецких военнослужащих хоронили между зданием школы и кладбищенской оградой Георгиевской церкви. После войны внешние признаки кладбища были уничтожены, но сами захоронения сохранились в земных недрах.
На северной окраине деревни Загорье находится еще одно кладбище – эстонское. Это кладбище пребывает в настоящее время в запущенном и заброшенном состоянии. Оно скрывается в густых зарослях кустарника и молодого леса, и поэтому малоизвестно даже местным молодым жителям Загорья и Ложголово.
Могила на Эстонском кладбище. Фото автора, 2004 г.
На этом небольшом кладбище и сейчас еще заметны следы около десяти могил. Некоторые из них представляют собой невысокие земляные холмики, некоторые увенчаны металлическими крестами небольшого размера, но сохранились и несколько, характерных для лютеранских кладбищ, невысоких каменных надгробий. На одном из этих надгробий сохранилась следующая надпись: «PLOOM MART JURI 1852-1920».
Эстонское кладбище требует дополнительного изучения в связи с тем, что оно функционировало в интересующий нас период времени!
* * *
Если в будущем поиски будут продолжены, то следует обратить внимание на следующее обстоятельство. Место нахождения «белой» могилы в двух приведенных выше свидетельствах совпадает. То есть, по рассказам Тараканова, пулемет стоял у сосны с раздвоенным стволом, на самом высоком месте. Рядом находился и ров. Значит, могила находится в центре Свиноежи. Этому соответствует и рассказ Е.В. Гандюхиной, видевшей холмик с крестом на горе, за могилой красноармейцев (т.е. южнее ее, в центре).
Находки С.Г. Зирина, о которых он рассказывает на видеозаписи, соответствуют этим свидетельствам, по его словам они были сделаны в 12 метрах к югу от памятника, т.е. также в центре Свиноежи.
Однако не стоит ограничивать поиски только центральной частью холма. Я бы рекомендовал методичное и тщательное обследование всей возвышенности. Обращая особое внимание на его обрывистые склоны, просевший грунт и отмечая на местности скопления винтовочных и револьверных гильз, произведенных до 1919 года.
Для придания поискам некоей методичности следует очертить границы и разбить местность на квадраты. Отмечая проверенные квадраты, следует осуществлять поиск с юга на север по всей поверхности холма. Естественно, что удобнее всего производить поиски в весенний и осенний периоды, так как лес бывает в это время "прозрачным", нет высокой травы, и не так досаждают комары и мошки.
Параллельно полевым исследованиям следует продолжать опрос жителей близлежащих к Свиноеже деревень. Однако при этом следует иметь в виду, что респонденты могли почерпнуть свои знания из интернета.
Зимние периоды следует посвятить архивным поискам. В Москве это: Российский Государственный военный архив, где хранятся документы штаба Северо-Западной армии и штабов армий и дивизий Красной армии.
В СПб – Центральный Государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга. В частности здесь хранятся документы Ложголовского волостного партийного комитета за 1919-1927 годы - Ф 2410 оп 1.
В ходе архивных поисков в первую очередь следует исследовать документы 15-й советской армии. Осенью 1919 года Ложголово находилось в районе действия 11-й дивизии входившей в состав этой армии. 19-я дивизия 15-й армии вела наступление на Ямбург с юго-восточного направления. Части 7-й советской армии вели наступление на Ямбург с восточного направления. Не исключено, что пленные могли поступить в расположение 11-й дивизии из-под Ямбурга. Следует просмотреть журналы боевых действий, приказы, опросные листы пленных и перебежчиков и политдонесения этих частей. В документах следует искать хотя бы косвенные упоминания о военнопленных и о зверствах противной стороны.
В документах партийных организаций нужно попытаться отыскать сведения о событиях периода Гражданской войны на территории Ложголовской волости и проводимых торжественных и траурных мероприятиях.
Также не следует обходить вниманием списки личного состава воинских частей и различных организаций.
Подтвержденные архивными свидетельствами рассказы местных жителей позволят направить поиск могилы в нужном направлении, придадут всем заинтересованным лицам дополнительную уверенность и подвигнут их к энергичным поискам, которые, вне всякого сомнения, увенчаются полным успехом!
А.Д. ЛУКАШОВ. Осень 2017.