Новые открытия в истории города

Благодаря контактам с музеем «Кусково» и результатам поиска в Интернете удалось найти новые сведения об  интересных художниках, которые сыграли большую роль в становлении майоликового производства в Сланцах в 1960-х и начале 1970-х годов.

Это ленинградские художники-керамисты В.Н. Ольшевский и Б.Д. Быструшкин. В правовом центре публичной библиотеки оформлена небольшая выставка «Рожденный оттепелью. Страницы истории майоликового завода», на которой представлены фотографии работ этих ярких художников. Сведений о них пока собрано  немного, но они заслуживают внимания.

 

Сейчас в Москве в Третьяковской галерее на Крымском валу работает выставка «Оттепель» - крупнейший выставочный проект, посвященный периоду истории нашей страны, обозначаемому как "эпоха оттепели" и охватывающий время с 1953 до 1968 года. Эти короткие пятнадцать лет специалисты сейчас называют едва ли не нашим Возрождением. Очень бурно тогда развивалось всё – наука и производство, культура и искусство, строились новые города, осваивались космос и атом. Все это сформировало атмосферу невероятной творческой активности, особое мироощущение и мышление «шестидесятников», устремленных в будущее. Вот и выставка «Оттепель» пытается объять всё это многообразие и показать все сферы жизни страны в это такое короткое, но такое насыщенное событиями и достижениями время, через картины, фотографии, фильмы, документы, предметы материальной культуры и быта...

 

В искусстве этого времени тоже сформировался свой узнаваемый стиль оттепели. Новое направление развития получили архитектура и дизайн, художники искали новые формы, новые краски. Перед ними ставили задачу по созданию нового комфортного быта советских людей. Вновь приобрел актуальность лозунг 1920-х годов "Художник — на производство". Художникам-дизайнерам была поставлена задача - воспитать у граждан "правильный" вкус в противовес "мещанству", улучшить мир советского человека с помощью предметно-бытовой среды. И быт людей менялся на глазах. Об этом и рассказывает раздел выставки "Новый быт». А самое примечательное, что среди образцов декоративно-прикладного искусства – изделия сланцевского майоликового завода, фотография которых даже включены в буклет выставки. Это образцы посуды, выполненные по эскизам художника В.Н. Ольшевского.

 

Вспомним, что майоликовый завод в нашем городе начал работать в 1961 году как цех майоликовых изделий Ленинградского фарфорового завода имени М.В. Ломоносова. Разработкой образцов для выпуска майоликовых изделий занимались ленинградские художники-керамисты, которые работали на Ленинградском фарфоровом заводе. Одним из первых, кто разработал эскизы посуды для нашего майоликового завода, был известный советский художник-керамист Владимир Николаевич Ольшевский (1923 – 1965), чьи работы сейчас демонстрируются на выставке «Оттепель».

 

В ленинградской керамике до войны развивалось направление по работе с фарфором, и на Ломоносовском фарфоровом заводе были привлечены почти все мастера, работавшие над посудной формой. В созданном после войны Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной (ЛВХПУ) была открыта кафедра керамики и стекла. Некоторые из выпускников этой школы стали потом известными керамистами. В их числе и В.Н. Ольшевский, который был самым ярким представителем современного стиля в Ленинграде, способствовал становлению нового направления, возникшего в керамике 1960-х годов. Его работы обтекаемой, лаконичной, без какого-либо декора, формы, как нельзя более соответствовали новому стилю, который захватил архитектуру и изобразительное искусство тех лет. С выпуска именно такой  посуды начал свою работу сланцевский майоликовый завод. И уже в 1962 году его изделия стали известны за рубежом – работы В.Н. Ольшевского были представлены на Пражской керамической выставке  и отмечены наградой. Наша газета в 1962 году, сообщая об отправке 15-ти образцов изделий завода на выставку в Прагу, отмечает, что сланцевская продукция пользуется большим спросом, заказы идут из Москвы, Ленинграда, Прибалтики. Майоликовая посуда в большой моде, и завод не успевает выполнять все запросы.

 

С 1962 года В.Н. Ольшевский много и плодотворно работал в Москве, мотивы разработанной им новой формы были затем использованы и в изделиях из фарфора в соответствии с требованиями массового промышленного производства.  

 

Другой известный ленинградский художник-керамист, работавший с нашим майоликовым заводом, - Бронислав Дмитриевич Быструшкин (1926 – 1977). После окончания ЛВХПУ им. В.И.Мухиной в 1954 г. он работал скульптором в художественной лаборатории Ленинградского фарфорового завода им. М.В. Ломоносова, на фарфоровом заводе «Красный фарфорист» в г. Чудово, Новгородской области. С 1963 года, возобновив работу на Ленинградском фарфоровом заводе. Он разрабатывал образцы изделий для заводов, входящих в объединение. С 1964 года, параллельно с работой в фарфоре, начался творческий период работы художника с майоликой. В 1964—1972 годах Б.Д. Быструшкин выезжал в творческие командировки для изучения технологии майоликового производства на сланцевский майоликовый завод, для которого создал большое количество изделий. Им были разработаны сервизы «Чайный», «Дачный («Сланцы»)», сервизы формы «Нарва», «Вечер», «Песчаный берег», «Букет», «Плетёнка», «Горошек» и другие. 

 

Сервизы Б.Д. Быструшкина из майолики были настолько популярны, что в 1970 году директор завода «Керамит» из г. Дно Псковской области А. Чернокожев, обратился с письмом к руководству Ленинградского фарфорового завода им. М.В.Ломоносова оказать помощь в освоении сервиза «Славянский», разработанный художником в 1968 году для майоликового производства города Сланцы и разрешить им выпуск этого сервиза.

 

Газета «Знамя труда» в 1971 году сообщает в заметке о цехе майоликовых изделий: «Нынче здесь выпускается десять видов майоликовых изделий, которые идут во многие города Северо-Запада Российской Федерации. Большим покупательским спросом пользуются чайный сервиз «Нарва» и сувенирная кружка «Сланцы».

 

В произведениях Б.Д. Быструшкина из майолики соединились мягкость линий, тонкий рельефный декор, богатство форм и многоцветие красок. В его работах - новаторство и дух времени 1960-х годов, романтизм и поэтичность лучших образцов русского народного творчества. Но в первую очередь, он известен как художник по фарфору. Работы Бронислава Дмитриевича Быструшкина находятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Государственном музее-заповеднике «Павловск», Государственном центральном музее современной истории (Москва), Елагиноостровском дворце-музее (Санкт-Петербург), Сергиево-Посадском Государственном историко-художественном музее-заповеднике, в частных собраниях.  

 

 2017 год.