Первая профессиональная встреча в 2023 году в Сланцевской библиотеке прошла в нестандартном для всех формате. Ранее для коллег систематически организовывались проблемные семинары или круглые столы, но новый год решили начать с внедрения иных форм взаимодействия, более активных, прикладных и результативных. Процессы, происходящие в библиотечном деле на современном этапе, требуют от специалистов развития новых умений, освоения новых видов деятельности. Инновационные технологии, такие как тренинги, деловые игры, «мозговые штурмы» ориентированы не столько на передачу готовых знаний, сколько на создание условий для творческого развития, активности, самостоятельности.
26 января сотрудники сельских и городских библиотек Сланцевского района собрались вместе, чтобы провести время за деловой игрой, посвященной разработке инновационных проектов. Тема игры звучала так: «Новые люди в библиотеке: как привлечь и чем удержать?». Задача участников игры заключалась в разработке пилотной версии проекта, который способен привлечь неохваченные аудитории населения. Команды были заранее сформированы организаторами встречи таким образом, чтобы в группу участников вошли коллеги из различных подразделений библиотеки. Например, в одной команде было по одному представителю от сельских библиотек, городских библиотек, отдела формирования информационно-библиотечных ресурсов, сектора медиатехнологий, инновационно-методического отдела, сектора краеведения, сектора внестационарного обслуживания и т.д. Такой принцип позволил не только познакомиться друг с другом лучше и ближе, но и выйти из комфортной среды работы, проявить себя в нестандартной обстановке, которая для некоторых участников стала стрессовой. Из года в год, работая в одном и том же коллективе, выполняя приблизительно одни и те же функции, каждый человек рано или поздно привыкает к однообразию. Привычка, в свою очередь, постепенно искореняет креатив, нестандартность мышления и приводит к тому, что небанальные ситуации пугают и отталкивают. Но при этом выход из зоны комфорта дает хорошую мотивацию для рождения новых идей, что и было главной целью данной деловой игры.
В итоге цель была максимально достигнута. Пять команд в течение ограниченного времени (50 минут) смогли разработать уникальные инновационные проекты, способные привлечь различные, можно сказать специфичные аудитории людей, проживающих в Сланцевском районе. После разработки проект необходимо было представить и защитить. Примечательно, что процесс защиты отличался особой живостью и интересом со стороны слушателей. Некоторые темы были настолько резонансные, что повлекли за собой дискуссии и споры. Например, одной из команд выпала задача разработать проект по привлечению в библиотеку шумной неорганизованной молодежи. Как выяснилось, не так просто создать достойный библиотечный продукт, который сможет развеять миф о библиотеке как о скучном тихом месте, и стать точкой притяжения для девушек и юношей, предпочитающих громкую музыку, неформальные сообщества, большие компании, увеселительные заведения и в целом несоответствующий принятым нормам досуг. Само определение «шумная молодежь» оказалось настолько многогранным, что каждый участник встречи понял его по-своему. Именно поэтому игроки одной команды столкнулись с проблемой в процессе продумывания проекта. Но участники остальных команд не остались равнодушными и в ходе общего обсуждения выдвигали свои идеи.
Другой аудиторией, которая также вызвала бурное обсуждение, стала категория торопящихся людей. Как и чем привлечь в библиотеку тех, кто, спеша ежедневно проходит мимо? Это и многодетные мамы, и совмещающие несколько направлений деятельности предприниматели, и работающие студенты и др. Такой аудитории важно понимать, что может дать библиотека, чтобы разгрузить и без того очень плотный ежедневный график? Именно придерживаясь данной стратегии необходимо продумывать все составляющие библиотечного проекта.
Безоговорочным фаворитом среди всех представленных проектов стала программа взаимодействия с людьми, увлеченными скандинавской ходьбой. Аудитория «люди с палками», безусловно, подразумевала под собой всех, кто поддерживает здоровый образ жизни и выбирает для себя не только ходьбу, но и бег, прогулки и другие активные занятия. Команда, работающая над проектом под названием «ПриХоди», подошла к планированию системно и логично: была определена периодичность встреч людей, объединенных одним интересом, поставлена задача на разработку экскурсионных маршрутов по городу с аудиосопровождением, намечена рекламная кампания по продвижению аудиокниг ресурса ЛитРес, обдумано сотрудничество с потенциальными партнерами (физкультурно-оздоровительный комплекс, реабилитационные центры, спортивные магазины). Примечательно, что именно данный проект и по устным отзывам и по результатам тайного голосования оказался наиболее практичным, применимым и жизнеспособным.
Проект, который набрал чуть меньше голосов по сравнению с проектом «ПриХоди», был ориентирован на категорию приезжих граждан. Основной идеей проекта «Адаптер» стала организованная многоаспектная помощь людям, переехавшим в наш город на постоянное место жительство. Девиз проекта «Почувствуй себя дома» говорит сам за себя – библиотека должна стать для приезжих людей уютным местом, где с удовольствием помогут, направят, подскажут, сориентируют и сократят период социализации в незнакомом сообществе. Участники команды учли все нюансы работы с данной категорией людей: психологическое состояние, растерянность в ориентировании на местности, сложность в оформлении документов, языковая адаптация детей билингва и др.
По результатам деловой игры и последующего интенсивного обсуждения представленных наработок появились не просто идеи будущих библиотечных проектов, а были раскрыты сильные и слабые стороны каждого сотрудника. Именно это и есть преимущество формата профессиональных игр и тренингов.
«Глазами участника данная игра была очень интересна и полезна. Взаимодействие с коллегами из разных структурных подразделений позволяет лучше узнать друг друга, сближает и способствует взаимопониманию. Разработка деталей проекта помогла понять, кто в какой сфере лучше ориентируется, будь то маркетинг, реклама или работа с населением. Безусловно, в одиночку создать проект очень сложно, а в команде работа проходит интересно, с горячими обсуждениями. На мой взгляд, каждая команда разработала проекты, которые имеют все шансы на жизнь», – методист Елизавета Бутурлова.
Большего эффекта можно достигнуть, если сочетать теорию и практику. Например, проводить игру, как завершающий этап теоретической беседы. Такой подход планируем внедрять в образовательные встречи Сланцевской библиотеки в текущем 2023 году.
Виктория Лубинцова,
заведующий инновационно-методическим отделом