В Сланцевской библиотеке 19 апреля впервые состоялась встреча в формате психологического тренинга, который был посвящен эмоциональному и профессиональному выгоранию. Приглашенный специалист – практикующий педагог-психолог Елизавета Васильевна Эсмедляева – в течение двух часов провела ряд занятий, которые позволили каждому участнику углубиться в собственное эмоциональное состояние, проработать тревожные моменты и осознать, как общий эмоциональный фон влияет на все сферы жизни, включая и профессиональную деятельность.
Проблема эмоционального выгорания и профессиональной деформации созвучна проблемам динамичной жизни современного человека, которая задает общую картину мира. Эмоциональное выгорание – это состояние, в котором человек ощущает себя истощенным морально, физически и умственно. Причин возникновения данного состояния несколько – это и личностные критерии, и взаимоотношения с близкими людьми, и воздействие профессиональной среды.
К сожалению, проблема профессионального выгорания зачастую воспринимается не так серьезно, как должна. Большинство работающих людей убеждены в том, что должны максимально выкладываться в процессе ежедневной профессиональной деятельности, выполнять как можно больше поставленных задач, соблюдать все сроки, оставляя время и ресурсы на самообразование. При этом современность диктует всё новые и новые требования к человеку как к перспективному развивающемуся сотруднику, независимо от того, в какой сфере он работает. Такой темпоритм жизни рано или поздно приводит к тому, что пропадает интерес к работе, становится трудно выполнять ее в том же объеме, что и раньше, прежнее рвение к труду угасает. Человек истощается в психологическом плане, поэтому усталость часто не проходит даже после отдыха.
Разумеется, жизнь людей в современном мире не обходится без эмоциональных, психологических или физических перегрузок в процессе работы. Если эти перегрузки несущественны, организм справляется со стрессом, предотвращая его негативное влияние на состояние человека. Однако если работник в ходе профессиональной деятельности часто подвергается серьезным нагрузкам, то напряжение копится, стресс нарастает, негативные переживания собираются в «снежный ком». Организм человека истощается, и итогом становится профессиональное и эмоциональное выгорание.
Те сотрудники, которые довольно долгое время работают на своем месте, выполняя приблизительно одни и те же функции изо дня в день, более подвержены профессиональному и эмоциональному выгоранию, ведь именно к ним предъявляются более высокие требования.
Главная цель данной профессиональной встречи в формате психологического тренинга состояла в том, чтобы помочь сотрудникам переключить внимание с ежедневной рабочей рутины на самих себя, на своих коллег, взглянуть друг на друга как на обычных людей, отвлекаясь от профессиональной принадлежности.
«Закройте глаза и представьте, что в вашем доме включены все электрические приборы и горит свет. В какой-то момент резко «выбивает» пробки, свет гаснет и всё перестает работать. Такое может случиться и с нами. Открывайте глаза», - первое упражнение, с которого началась встреча под чутким руководством Елизаветы Васильевны. Аналогия была такой яркой, что невозможно было не представить это состояние моральной усталости.
Далее было проведено еще пять полноценных упражнений, выполнение которых сопровождалось спокойной классической музыкой, что позволило каждому участнику встречи полноценно погрузиться в свои мысли и чувства. Примечательно, что обсуждение выполненных заданий проходило очень оживленно, каждый участник встречи стремился высказать свою точку зрения, пояснить свое несогласие, углубиться еще больше в какую-либо выявленную проблему, получить дополнительную консультацию на волнующую ситуацию.
В процессе тренинга была очевидна разница восприятия происходящего в аудитории людьми разных поколений. Коллеги постарше изначально были более настороженными и скептически настроенными, прослеживалась замкнутость, закрытость, выраженная в позах, а также стремление отрицать доводы психолога. Сотрудники помладше были более лояльны к происходящему, большая часть из них проявила максимальную заинтересованность, открытость, была более позитивной и восприимчивой к советам. Но к середине тренинга ситуация кардинально изменилась – абсолютно каждый участник встречи, несмотря на возраст и должность, был открыт к беседам, заинтересован в получении профессионального мнения на волнующие вопросы и проблемы, настроен на полемику, свободен от предрассудков.
В заключительной части встречи участники делились своими мнениями с Елизаветой Васильевной Эсмедляевой, неоднократно повторяя, что именно такого формата мероприятий не хватает в череде рабочих будней. Приятно было и для организаторов встречи, и для приглашенного специалиста то, что стали поступать запросы на аналогичные по форме проведения встречи. Свои просьбы коллеги аргументировали тем, что есть еще очень много непроработанных моментов, которые отражаются на профессиональной сфере.
Какие отзывы после мероприятия мы увидели в анонимной анкете?
- «Елизавета Васильевна с первых минут расположила к себе. Ее открытость и отсутствие напора вроде «нужно сделать», «должны», позволило с первых минут расслабиться и с большим интересом выполнять каждое задание. И удивительно – раскрываются о себе такие факты, что даже ранее и подумать не мог! После встречи еще весь рабочий день были в позитивном настроении, обсуждали всё с коллегами. И главное – выполнение задач, запланированных на день, проходило легче и быстрее».
- «По моему мнению, семинар получился легким, полезным, интересным, после которого чувствуешь себя обновленным. Такое профилактическое мероприятие сплачивает коллектив, оптимизируя взаимоотношения в нем».
- «Неожиданностью стало, что в результате встречи коллектив стал еще более дружным, лучше узнали друг друга, хотя со многими работаем вместе уже не один год. Просто в процессе выполнения упражнений и их проговаривания каждый из нас раскрывался с непривычной стороны, становились более понятными некоторые моменты в поведении и настроении. И это очень важно, понимать чувства человека, чтобы быть более внимательным в работе, возможно даже в какие-то периоды оказывать особенную поддержку или помощь».
В рутине дней можно не заметить, как наступает выгорание, проявляются симптомы хронической усталости, раздражительности, снижается работоспособность, ощущается постоянное физическое недомогание. Но, чтобы этого избежать, важно уметь «отключаться» от работы дома и от «дома» на работе, найти своего рода баланс.
Елизавета Бутурлова,
Виктория Лубинцова,
инновационно-методический отдел