Исследование потенциальной целевой аудитории как основа развития современной библиотеки

 

22 февраля для специалистов сельских и городских библиотек Сланцевского района состоялся проблемный семинар, посвященный исследованию потенциальной целевой аудитории современной библиотеки. Данная тема особенно актуальна в преддверии открытия коворкинга в Библиотеке для детей и взрослых в Лучках,  запланированного на август 2023 года. Другая не менее важная причина раскрытия данной темы в рамках профессиональной встречи – стремительно меняющиеся интересы современного читателя. Развитие медиапродуктов, высокая занятость, ускоренный темп жизни диктуют новые требования к привлечению аудитории в библиотеку.

 

  

Организация социологических исследований в рамках деятельности современных библиотек – наиболее действенный способ изучения как реальной, так и потенциальной читательской аудитории. На сегодняшний день задача каждого специалиста библиотеки  заключается в создании положительного имиджа учреждения среди населения. Для достижения данной цели необходимо максимальное погружение в  интересы разных по характеристикам групп людей. Как следствие, возникает необходимость тщательного изучения потенциальной аудитории, которое можно осуществить благодаря качественно организованному социологическому исследованию. Есть несколько путей решения данной проблемы: привлечение сторонних специалистов (социологов) или же организация исследования самими библиотекарями. Последний вариант – более доступный и менее затратный для большинства библиотечных систем. Кроме того, в процессе проведения исследования библиотекари становятся максимально близкими к своим потенциальным читателям, погружаясь в их интересы и узнавая их потребности.

 

«Все исследуют ту аудиторию, которая уже приходит в библиотеку, анализируют своих реальных читателей. Но не исследуется та группа людей, которая ежедневно проходит мимо библиотеки. Наша задача – выяснить, почему это происходит?», – данная постановка вопроса прозвучала в ходе выступления заместителя директора Сланцевской библиотеки Марины Борисовны Орловой. Чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо в ежедневной рутине быть более внимательными к своему окружению, проявлять профессиональный интерес в общении с людьми, замечать в разговорах то, что поможет составить портрет потенциального читателя. Но в современных условиях этого недостаточно. Библиотеки должны располагать как можно более обширной, содержательной и актуальной информацией, отражающей те стороны и нюансы жизнедеятельности общества, которые необходимо учитывать в практике управления библиотечными процессами. Справиться с этой задачей в полной мере поможет систематический сбор и анализ данных о состоянии библиотечно-информационного рынка. На основе проведенных исследований планируется текущая и перспективная деятельность библиотеки, комплектование фонда, направленные на удовлетворение нужд и потребностей пользователей.

О методиках социологического исследования аудитории в ходе семинара сотрудникам Сланцевской библиотеки рассказала приглашенный эксперт – кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационного менеджмента ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» Анна Андреевна Грузова. Тематика исследований, ведущихся сегодня в больших и малых библиотеках, очень широка: они охватывают, так или иначе, все аспекты, все стороны библиотечной деятельности − обслуживание, массовую работу, управление, комплектование. Именно поэтому важно знать все возможные способы проведения исследования и то, насколько качественную информацию можно получить в результате использования каждого из них. Кроме того, библиотекарь должен чувствовать и понимать, что изучение аудитории помогает не только получить актуальную информацию, но и найти верный тон в общении с пользователями и с органами управления.

Интерес к социологическому анализу в библиотечной деятельности сегодня растет, поэтому многие учреждения культуры ведут, хоть и небольшие, исследования, анализируют собственную деятельность, изучая спрос потребителей и отношение к книге и чтения. Зная портрет своей потенциальной аудитории, библиотека может обеспечить его более качественное обслуживание, оперативно учитывая требования, запросы и пожелания различных категорий читателей, определяя тенденции в развитии информационных потребностей, тем самым предвосхищая их выполнение.