Что читают наши дети? Поиск новых форм продвижения классической и современной детской литературы

27 февраля в Сланцевской библиотеке состоялся практический семинар-практикум «Что читают наши дети? Поиск новых форм продвижения классической литературы», посвященный работе с фондом детской литературы. Формат и тема профессиональной встречи были выбраны неслучайно.

С 2023 года сотрудниками инновационно-методического отдела в план проведения обучающих мероприятий впервые были включены деловые игры и практикумы. Подобные мероприятия в коллективе возымели успех благодаря интенсивности, динамичности, а главное – результативности. Практика показывает, что профессиональные встречи в форматах деловых игр и мозговых штурмов дают возможность смоделировать различные рабочие ситуации, позволяя сотрудникам проявить себя в разных ролях. При этом в ходе командной работы возникают полноценные идеи, готовые к дальнейшей реализации в профессиональной деятельности. А те креативные мысли, которые в процессе командного взаимодействия успели только зародиться, но уже стали самыми смелыми, при более детальном обдумывании и усиленной проработке могут пригодиться в дальнейшей перспективе.

 

Тема практикума на этой профессиональной встрече была обусловлена результатами последних исследований относительно чтения современных детей как с точки зрения процесса, так и с точки зрения содержания. По данным лидера российского рынка медиаисследований, мониторинга рекламы и СМИ Mediascopeза 2024 год активнее всего читают дети от 6 до 11 лет. Среди девочек книги читают 77%, мальчиков-читателей немного меньше – 70%. С возрастом процент читающих снижается: 9 -11 лет читают 81%, эта же категория чаще всего посещает библиотеки; 12-13 лет – 72%; 14-15 лет – 69%; 16-17 лет – 64%. При этом каждой возрастной категории интересны различные по содержанию, жанрам и форматам книги, несмотря на обобщающую большинство детей и подростков популярность комиксов и манги.

В связи с этим участникам семинара-практикума предварительно (за две недели до проведения семинара) было дано домашнее задание: провести глубокий анализ реальных читателей детского и подросткового возраста Сланцевской библиотеки в диапазоне от 6 до 14 лет, выявить топ наиболее популярных и топ забытых/утративших популярность жанров, авторов, произведений. На основе выполненного домашнего задания сформировалась и цель практикума – составить собирательный образ ребенка-пользователя библиотеки и разработать концепцию выставки на конкретную тему.

 

  

 

 

 

 

Участники практикума – сотрудники структурных подразделений, отелов, филиалов Сланцевской библиотеки и сельских библиотек – были распределены на три смешанные команды равные по силам. Каждой команде было предложено путем жребия выбрать один из возрастных диапазонов (6-9 лет; 9-12 лет; 13-15 лет) и одну тему книжной выставки из трех заранее определенных (обобщенные темы – 80-летие Победы; Летнее досуговое чтение, Классика русской литературы для детей).

Далее на основе выполненного домашнего задания и путем мозгового штурма команды должны были проработать собирательный образ читающего ребенка конкретного возрастного диапазона, выявив интересы, главные направления в творчестве, особенности проведения досуга, потребности и основные триггеры.  Следующий этап – используя собирательный образ читателя, разработать концепцию книжной выставки на выпавшую путем жребия тему. Все задания выполнялись в пространстве Сланцевской центральной детской библиотеки и на основе фонда детской литературы.

 

Команде, которой выпала возрастная аудитория 6-9 лет разрабатывала книжную выставку «Маленьких у войны не бывает» к 80-летию Великой Победы.  Определенно, задача стояла не из простых. Доступно и интересно для понимания детям младшего возраста подать столь сложную тему нелегко. Поэтому акцентом привлечения внимания стали тактильность – конверты с посланиями и подсказками, и яркий визуальный контакт – использование   pop-up книг (книги-панорамы с объемными иллюстрациями).

 

Для детей 9-12 лет другая команда сотрудников Сланцевской библиотеки разрабатывала выставку летнего досугового чтения, которой участники дали название «Лето – это маленькая жизнь». Дружба, первая любовь, путешествия, лесные приключения – концептуально выставка получилась разноплановой по жанрам литературы как для девочек, так и для мальчиков. Названия разделов выставки привлекательны для данной целевой аудитории и говорят сами за себя – «Как мы подружились», «Любовь и конопушки», «Читаем под звездами», «Поход в невероятные места», «Мальчики и девочки».

 

Последняя команда представила подборку классики русской литературы «Споткнись о классику» для подростков 13-15 лет, не забыв про современные технологии при оформлении. Для максимально полного погружения подростков в книжную выставку такого направления участники предложили использовать QR-коды для перехода на аудио-форматы конкретных произведений классической литературы, на подкасты и рассуждения, интересные видеоролики и экранизации. Ведь восприятие современных детей отличается от восприятия взрослых тем, что первым свойственны фрагментарный тип восприятия и клиповое мышление. Они «выхватывают» из общего потока визуальную информацию, сканируют быстрым взглядом экраны смартфонов и компьютеров, мгновенно воспринимают короткие тексты. Именно на этих характеристиках и строили выставку участники данной команды – разнообразить книги визуальными метками для переходов.

 

  

 

В результате практикума путем общего голосования была определена выставка, которая в обязательном порядке будет реализована в каждой городской и сельских библиотеках в течение года – это выставка «Маленьких у войны не бывает». Планируется, что основная идея выставки будет у всех одинаковая, но содержание, разделы, название могут меняться и трансформироваться в зависимости от фантазии библиотекаря и возможностей конкретной библиотеки.

Обучающие профессиональные мероприятия подобного интенсивного формата определенно имеют успех, поскольку отзывы, поступающие от сотрудников, положительные, а результаты – вдохновляющие.  Для получения обратной связи о проведении семинаров такого формата, их пользе и недостатках (возможно даже организационных) сотрудниками инновационно-методического отдела создана анонимная анкета для сбора мнений и предложений, по результатам которой будут планироваться другие деловые игры и практикумы. Ведь «коллективный разум» и обмен опытом – это отличное подспорье для свежего взгляда на работу.

 

Е.В. Ручкина, методист