Библиотека и подросток: поиск идеальной модели взаимодействия

В Сланцевской библиотеке 28 сентября 2023 года состоялся семинар на тему «Библиотека и подросток: поиск идеальной модели взаимодействия», посвященный планированию деятельности библиотек Сланцевского района в 2024 году в направлении формирования подростково-юношеского сообщества внутри и вне библиотек. 

 

  

 

Эффективность любого мероприятия в большей степени зависит от креативного и свободного мышления сотрудников, поэтому семинар был построен таким образом, что коллеги высказывали свое мнение в свободной обстановке после выступлений спикеров. В докладах коллег были отражены проблемы современных подростков и пути их решения в рамках деятельности современных библиотек.

Первыми выступили сотрудники Сланцевской детской библиотеки, озвучив один из наиболее актуальных проблемных аспектов – поиск контакта с подростками нынешнего времени. Найти точки соприкосновения с подрастающим поколением, учитывая потребности современного общества, становится все труднее. Кроме того, подростковый кризис часто влечет за собой потерю интереса к чтению, причиной чего является тот факт, что компьютер и различные гаджеты стали занимать ведущее место среди форм проведения досуга. Молодые люди общаются через Интернет чаще, чем в реальной жизни: ведут переписку, играют, вступают в различные сообщества. При этом Интернет-общение происходит на довольно примитивном уровне: сокращенные слова, смайлы, мемы.

 

Анастасия Александровна Калинкина, сотрудник детской библиотеки, провела анализ статистических данных, отражающих посещение детской библиотеки подростками в 2023 году. «Мы взяли пользователей от 12 до 15 лет, так как именно этот возрастной период является переходным от детской модели поведения к взрослой модели. Если дети 12-13 лет еще посещают массовые мероприятия, читают книги различных жанров, принимают активное участие в жизни библиотеки в качестве волонтеров, то те дети 14-15 лет делают это гораздо реже и в основном в летний период, когда нужно читать книги из школьной программы», – поделилась результатами исследования Анастасия Александровна.

Школьники в возрасте от 12 до 15 лет – одна из наиболее сложных категорий читателей, доверие которой необходимо завоевать созданием в библиотеке комфортной ненавязчивой атмосферы. В этом процессе главная задача – проявить интерес к подростку как к личности, понять его увлечения, услышать его мнение. Наиболее эффективный инструмент создания доверительных отношений – это включение подростков в библиотечные мероприятия как главных участников действия, дать им возможность создать свое собственное событие. Чаще всего подростков привлекает проведение авторских мастер-классов, выставок, викторин, а также включение в организацию и проведение крупных фестивалей и акций. В Сланцевской библиотеке уже долгое время подростки вовлекаются в проведение игровой программы для детей «Книжные Топотушки», где ребята в возрасте от 12 лет учатся коммуникации с детьми младшего возраста, чувствуют перед ними ответственность, а также заслуживают определенное уважение со стороны старшего поколения.

 

Команда сотрудников Сланцевской детской библиотеки пришла к выводу о том, что подростки нашего времени существенно отличаются от подростков, которые были несколько лет назад. Следовательно, старые методы взаимодействия с ними уже не работают и нужно использовать другие каналы налаживания контактов. Один из методов – изучение интересов и потребностей путем анонимного анкетирования в онлайн-среде, где подросткам более привычно общаться, делиться мнением, обсуждать актуальные для них темы. Евгения Геннадьевна Николаева, заведующий детской библиотекой, предложила в 2024 году создать экспериментальный  чат в мессенджере Telegram, который позволит стать ближе к подросткам, оперативно информировать об интересных библиотечных событиях, привлекать к участию в мероприятиях, распространять актуальную интересную информацию, давая возможность для ее свободного обсуждения.

 

Выступление Евгении Геннадьевны подытожила Татьяна Анатольевна Соловьева, директор Сланцевской библиотеки: «Что подростку надо в настоящее время? Быть услышанными. Они хотят уверенности и безопасности. Таким образом, библиотека становится для современного подростка не просто местом, где берут книги, а площадкой для саморазвития и центром дополнительного образования».

В ходе семинара своими мыслями по развитию подростково-юношеского сообщества в библиотеках также поделились коллеги из сельских библиотек Сланцевского района.

 

В своем выступлении Кристина Георгиевна Кирюхина, библиотекарь Выскатской сельской библиотеки, акцентировала внимание на том, что библиотека – это, прежде всего, центр досуга и общения, особенно в сельской местности. «В свободное от школы время дети и подростки, проживающие в деревнях, могут прийти либо в дом культуры, либо в библиотеку, поскольку других мест просто нет. И здесь важно не стать навязчивым взрослым, который будет настойчиво рекомендовать взять именно эту книгу, принять участие именно в этом мероприятии. Первоначально нужно проявить интерес к самому подростку, понять, зачем он пришел в библиотеку, создать доверительное легкое общение, быть может, найти общую тему для разговора, например, помощь в поиске информации для учебы».

 

Предлагать литературу необходимо через общение, считает Кристина Георгиевна. Все дети и подростки разные, даже если на первый взгляд может показаться, что у всего подросткового сообщества один большой общий интерес – социальные сети и Интернет. Главное – разговор, в процессе которого можно узнать истинные увлечения ребенка, чтобы рекомендовать книги; понять, обладает ли подросток лидерскими качествами или более склонен «быть в тени», чтобы привлекать или не привлекать его к активной деятельности.

В 2024 году Кристина Георгиевна планирует более активно проводить мероприятия в нестандартных для сельской библиотеки формах, чтобы привлечь и объединить общим интересом подростков: библиотечные вечеринки, литературные костюмированные балы. Инновационной идеей стало проведение ежемесячного дня специалиста в библиотеке, которое заключается в организации профориентационного мероприятия, ключевой фигурой которого станет представитель какой-либо интересной рабочей специальности, невзирая на современные профессиональные тренды.

 

Оксана Андреевна Фомичева, библиотекарь Черновской сельской библиотеки, выступила со своим видением проблемы привлечения подростков в библиотеку. По ее мнению подростка не нужно принуждать к чтению насильно. Важно найти такие формы подачи информации, которые подогреют интерес к книге деликатно.  В 2024 году Оксана Андреевна планирует реализовать библиотечный проект «Кинотеатр», который позволит раскрыть перед учащимися подростками мир литературы и развить интерес к книге и чтению. Все мероприятия, которые проводятся в библиотеке, содержат дополнительную или внешкольную информацию, и, как правило, такие беседы дополняются просмотром фрагментов художественных и образовательных видеофильмов. «Если кино так популярно, почему оно редко используется в образовательных целях?» – эта мысль подтолкнула библиотекаря  на идею проводить кинопоказы в библиотеке. Главная цель подобного формата проведения мероприятий –  привлечение новых читателей благодаря нетрадиционному формату работы. В заключение Оксана Андреевна поделилась мыслью: «Обучение искусству не может происходить в атмосфере скуки, принуждения и строгой дисциплины. Это возможно только в том случае, если все участники объединены общим интересом. Невозможно насильно открыть глаза другому человеку, это должно быть его собственное открытие, в котором он является активным участником».

Чтобы заинтересовать юного слушателя, читателя или потенциального пользователя библиотеки, необходимо постоянно работать над культурой общения в первую очередь взрослым людям, включая сотрудников библиотек. Хочется напомнить, что среди качеств, которые подростки желают видеть в библиотекарях – это доброта, честность, отзывчивость, понимание, то есть самые главные качества зрелой личности.

 

 

Анастасия Александровна Фендрикова,

методист инновационно-методического отдела