Три дня ШДЧ

На Школа Детского Чтения-2024 дети и взрослые размышляли над тем, как стать идеальным взрослым. Гости ШДЧ - художник-комиксист Ольга Лаврентьева, писатели Анна Занадворова и Ева Немеш проводили встречи и творческие мастер-классы для отдельных групп подростков.

Открыли Школу встречи, посвященные размышлениям детей о будущем, о том, какими они станут, когда будут взрослыми и о семейных традициях, которые формируют и направляют взросление.

  

На творческой встрече «Каким я буду взрослым?» дети в поисках своего взрослого «я» оказались в пространстве книжного квеста, где на книжных страницах живут веселые и «страшные» приключения. Оказывается, легче всего понять взрослого, если ты, прежде чем поговорить с этим взрослым, встретился и пообщался мысленно с ним - ровесником, расспросил, какие у него хобби, что он любит, о чем мечтает.

Новые возможности и рецепты для взросления раскрыла традиционная выставка семейных книжных предпочтений «Наш семейный книжный шкаф». На открытии книжной выставки читающей семьи Петровых - Яндринских читатели научились дружить даже не книгами – целыми книжными шкафами. Эту выставку читателям представлял Илья Петров и его мама Ангелина.  Читателям было интересно познакомиться любимыми произведениями из шкафа этой читающей семьи, среди которых было много книг приключенческого жанра зарубежных классиков и придумать новые авантюрные истории с книгами из «чужого» книжного шкафа. Это помогало органично войти в пространство чужого чтения и чужих читательских пристрастий.

 Творческая лаборатория переводов со «взрослого на детский и обратно» «Трудности перевода?» помогла понять причину взаимного непонимания детей и взрослых и наметить пути к взаимному компромиссу. Дети увлеченно и артистично разыгрывали и обсуждали конфликтные ситуации из жизни и из любимых книг, пытаясь лучше понять участвующих в диалоге взрослых и детей и помочь им найти взаимопонимание. Особенно убедительно они изобразили героя книги Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» Малыша, который аргументированно объяснил родителям, почему он хочет в подарок на день рождения живую, а не игрушечную собаку и доказал, что будет о ней сам заботиться.

На этой встрече говорили о таких важных вещах в общении, как взаимопонимание и взаимный интерес, умение идти навстречу друг другу и о моментах, затрудняющих понимание: разнице в опыте и в мировоззрении, душевная незрелость, авторитарные наклонности и т.д.  Выяснилось, что главное препятствие во взаимопонимании между взрослыми и детьми – это неумение увидеть ситуацию глазами другого, понять, что у другого человека могут быть иные ценности и иные взгляды.

Встреча «Удивительные взрослые!», посвященная творчеству петербургских поэтов, помогла увидеть мир глазами взрослых и детей одновременно. Участники встречи понимали, узнавали, говорили о взрослых стихами петербургских поэтов. Они осознали, что взрослые и дети могут переходить через разделяющую их пропасть лет благодаря волшебной мелодии стиха.

  

На второй день Школы ее участники продолжили увлеченное и вдумчивое исследование удивительных книжных миров и их героев. В этот раз фокус обсуждений сместился: читающие дети и подростки искали точки соприкосновения миров детей и взрослых в пространстве своего родного города, где они сосуществуют со своими близкими взрослыми и которое воспринимают по-разному.

Они создавали образ своего совершенного будущего на творческой лаборатории лидеров «ШДЧ – 2024» «Идеальный Я/Взрослый: размышляем, чувствуем, представляем». На этой встрече волонтеры искали и находили книги, в которых были представлены идеальные взрослые.

Как и предполагалось, среди книжных героев был большой разброс идеальных взрослых. Это и папа Карло из книги «Золотой ключик», и мама охотника из книги С. Востокова «Коза и великаны», и добрый директор в домашних тапочках из стихотворения С. Махотина «Я видел директора в тапках».

Какой должен быть идеальный взрослый для меня, и какие качества я особенно ценю во взрослых?

  

На третий день ШДЧ, 14 ноября, подводились итоги Школы и проходило голосование на Знак «Нравится детям Ленинградской области».

Также в последний день ШДЧ читатели, издатели и писатели открыли авторские выставки для выбора лучших книг. Это был настоящий книжный пир!

Свои книги сланцевским читателям представили такие уважаемые издательства, как «Абрикобукс», «Белая ворона», «Розовый жираф», «Нигма». Представители издательств образно и эмоционально характеризовали свои лучшие новинки, представляя читателям книги, принадлежащие к разным жанрам, предназначенные читателям разных возрастов, написанные писателями разных стран. Книги о тайнах и путешествиях, сложных и порой парадоксальных человеческих отношениях. Истории о поиске себя и своего места в мире.  О космических полетах, о реальных и волшебных мирах. Книги, в которых можно было найти себя и своих друзей! Общее между ними было то, что все они были талантливы и интересны. Эти неоднозначные, многоплановые книги вдохновляли, интриговали и цепляли чем-то участников встречи.  Привлекали и необычайные названия, и броские обложки, и яркие сюжеты.

Среди этих книг были и те, с авторами которых мы уже давно знакомы. Например, книги Ольги Лукас. Были и те, с авторами которых познакомились только на этой Школе, Анны Занадворовой. Были и долгожданные продолжения любимых читателями книжных циклов, таких, как трилогия Гэри Шмидта об американских подростках середины 20 века. Познакомившись с ними, многим из наших читателей захотелось встретить Новый год с новыми книжными героями!

Также на этой встрече участникам школы представили новый литературный конкурс «Короткий список, или Саламандра», созданный по инициативе Алексея Копейкина, Алёны Васнецовой, Ксении Молдавской и Ольги Пружининой, критиков и экспертов в области детской литературы. О новом проекте сланцевским школьникам рассказала один из авторов проекта, литературный критик Ксения Молдавская. Этот литературный конкурс проводится с целью поиска актуальных произведений, адресованных читателю-подростку. https://short-list.org/

Вместе с Ксенией Молдавской участники встречи размышляли над такими важными темами, как поиск своих литературных жанров, своих книг и своих писателей, разность вкусов взрослой и детской аудиторий и особенности читательских пристрастий людей разных характеров и возрастов.

Было интересно вместе поискать ответы на такие вопросы Ксении Молдавской:

•        Какой литературный жанр вам кажется самым позитивным, оптимистическим?

•        Каких литературных героев, по вашему мнению, не любят литературные критики и почему?

Такие интересные диалоги с любителями и знатоками современной литературы для детей и подростков очень важны для наших читателей. Они расширяют кругозор и дают пищу для ума, помогают развить в себе аналитические способности.