МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

26 и 27 сентября в Сланцевской центральной городской детской библиотеке состоялся двухдневный семинар «Современные практики детского чтения: реальность, возможности и перспективы» с участием ЕКАТЕРИНЫ АНДРЕЕВНЫ АСОНОВОЙ (г.Москва) кандидатом педагогических наук, заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик Института системных проектов Московского государственного педагогического университета, автором и руководителем проекта «Детские книги в круге чтения взрослых».

 

 

В первый день состоялись две встречи с детьми.

Для детей 10-12 лет «Если бы я проводил урок по литературе в своей школе», где дети стали участниками исследования проблем детского чтения, примерили на себя роль научного работника, ставящего дерзкие эксперименты и проводящего интересные исследования.

Во время встречи обсуждали такие вопросы:

  • Зачем люди читают? Что они хотят получить от чтения? Чего они не могут от него получить? 
  • По какому принципу   читатели выбирают себе книги для чтения?  
  • Какую литературу предпочитают их сверстники, классическую или  современную и почему?
  • Можно ли для каждого читателя можно найти книгу,  которая его заинтересует?

Завершилась встреча ярким обсуждением и представлением детьми СВОЕЙ книги, созвучной их внутреннему миру, о которой хочется поведать всем и обязательно включить в школьную программу. Оказалось, что дети предпочитают не только знакомые классические произведения такие, как рассказы Н.Носова или «Дети подземелья» Короленко, но серию книг «Занимательная зоология» с яркими иллюстрациями и оригинальными текстами знаменитых людей России, книги о Гарри Поттере.

 

  

ГЛАВНЫЕ ОТКРЫТИЯ детей:

  • книга НИКОГДА не может НИКОГО чему-нибудь научить, но ребёнок может НАУЧИТЬСЯ, читая книгу;
  • Читатель всегда может найти СВОЮ книгу;
  • Читая одну и ту же книгу, ребенок и взрослый по - разному воспринимает текст и сюжет, расставляя акценты, согласно своему опыту и возрасту. Каждый читает про СЕБЯ!

 

С подростками  13 – 16 лет состоялся диалог «Почему взрослые так мало читают?», где говорили о том, почему взрослые, которые вздыхают о том, что дети разучились любить книгу, сами читают мало, и больше декларируют любовь к чтению, а не любят его. Почему взрослые мало читают, особенно современной качественной литературы? Что им мешает? Отсутствие  досуга или мотивации, усталость, увлечённость интернетом? Есть ещё и популярное клише: качественное чтение - только классика, проверенная временем,  а современная литература – исключительно развлекаловка. Подростки аргументированно опровергли этот стереотип, говоря о том, что современная литература говорит с ними на одном языке, помогает стать более уверенным, а классика порой непонятна. Но все же, по признанию ребят, каждая книга хороша в свое время. Рано изучать «Ромео и Джульетта»  в 6-7 классе, только в возрасте 16-17 лет возможно понять это произведение и главное - принять. Парадокс в том, что в школьную программу включены классические произведения, которые были написаны для взрослых!!! Поэтому и происходит не стыковка в приятии и понимании текстов прошлых веков. Хотя стоит отметить, что не все современные книги созвучны нынешнему поколению. Есть те, которые не вызывают отклика. Рассуждения о классике и современности, отношении взрослых к чтению детей, выявили два стереотипа:

  • Дети читают меньше взрослых: если подсчитать количество литературных произведений дети читают в разы больше, чем взрослые, кроме тех, для которых это является профессией. Но при всём этом досуговое чтение для загруженного учёбой подростка – это роскошь...
  • Современных подростков и молодёжь больше увлекает интернет: интернет не отучает читать, но приучает получать информацию в другом формате.

Обсуждение направляли и вдохновляли интересные, яркие высказывания о книгах и чтении:

  • Читать – это не обязанность, а право и возможность. И радость!
  • Имеет право на существование только то чтение, которое становится производным от этой радости. Всё иное – это не чтение. Это – наказание.
  • Нужно принять право людей на ОТКАЗ от художественного чтения. Есть такие люди, которые воспринимают только научно-популярный текст.
  • Иногда книга – это убежище, когда нужно от чего-то убежать…
  • Чтение не должно быть наказанием. Чтение непосредственно связано с чувством собственного достоинства.

 ГЛАВНЫЕ ОТКРЫТИЯ детей:

  • Современные ДЕТИ ЧИТАЮТ БОЛЬШЕ, чем взрослые! Школьная программа состоит из нескольких позиций объемных произведений классиков литературы. Не каждый взрослый прочитывает в год от 10 до 30 книг.
  • Чтение НЕ ДАЕТ никакой ПОЛЬЗЫ! Это – миф, что чтение полезно! Человек не становится грамотнее, умнее, он не сможет говорить лучше и писать литературно, даже если прочитает все книги в мире.

 

Во второй день состоялось тренинг-занятие «Тексты как средства коммуникации взрослого и ребенка» для специалистов учреждений культуры, образования и социальной сферы.

            В формате активного диалога обсуждались поистине сложные темы. Например, ценность и необходимость совместного чтения взрослого и ребенка, которые позволяют установить незримый контакт, позволяющий ребенку гармонично развиваться и чувствовать себя в безопасности. Как поступать библиотекарю в трудной ситуации, когда родители или бабушки и дедушки стоят на твердой позиции своих желаний и убеждений того, что будет «хорошо» их ребенку? Как найти точки соприкосновения с подростками?

            Встреча показала, что библиотека и образовательные учреждения должны работать в тандеме, дополняя и помогая другу друга. Тесное сотрудничество поможет решить ряд ключевых вопросов, сделать чтение для ребенка радостным и свободным.

ГЛАВНЫЕ ОТКРЫТИЯ взрослых:

  • Чтение – это зона приватности! Это свобода выбора, а непринудительный процесс приобщения к культуре.
  • Современная библиотека – это новый формат общения с ребенком и взрослым!
  • Необязательно иметь собственное мнение о прочитанной книге!
  • Летнее чтение  ребенка  – пространство для идей и безграничные возможности для фантазии!

           Благодаря продуктивной работе семинара, все его участники получили возможность увидеть многие проблемы и реалии детского чтения с точки зрения учёного-исследователя, владеющего многими актуальными методиками, обладающего огромными знаниями и стратегическим мышлением, умеющего рассматривать детское чтение с разных позиций: родителя, учителя, библиотекаря и находить точки взаимопонимания.